Театр Новая Опера им. Е.В. Колобова открыл 31-й сезон концертными программами. В первый день прозвучал первый акт «Орлеанской девы» П.И. Чайковского и опера-оратория «Царь Эдип» И.Ф. Стравинского. За дирижерским пультом – маэстро Валентин Урюпин, который дебютировал в качестве главного дирижера и музыкального руководителя Новой оперы. По его словам, ему представляется, что в этом театре есть огонь. Задача, которую он вместе с творческим коллективом начнет делать, повышать еще больше его температуру.

 

У Валерия Урюпина насыщенная музыкальная биография, он работал с выдающимися мастерами своего дела: дирижером-ассистентом с Геннадием Рождественским, Валерием Гергиевым, Владимиром Юровским, а так же был ассистентом Теодора Курентзиса в оркестре musicAeterna. Выбранные Валерием Урюпиным оперы «Орлеанская дева» и «Царь Эдип» взяты из европейской истории, культуры, но осмыслены, что важно, русскими композиторами.

«Орлеанская дева» посвящена национальной героине Франции. Чайковский взялся за написание этой оперы, чтобы воплотить  историю своего любимого персонажа. В детстве он писал стихи о деве-воительнице, взрослым рыдал, читая о ней роман. Как известно, опера сочинялась композитором на большом подъеме очень быстро. Либретто, основанное на драме Шиллера в переводе Жуковского, Петр Ильич создал сам. Партию главной героини в концертной постановке Новой оперы исполнила Мария Мотолыгина (сопрано), выпускница Молодежной оперной программы Большого театра. Певица обладает сильным голосом, который звучал громко на фоне исполнителей других ролей, отца и жениха. Это Владимир Кудашев, Михаил Новиков. Проникновенно пел большой хор, являющийся полноценным, порою главным, действующим лицом в опере.

«Царь Эдип» И.Ф. Стравинского – это опера-оратория, которая отличается от оперы тем, что в основном не инсценирует события, а рассказывает о них. В роли рассказчика выступил Лоран Илер, этуаль (высший статус артиста) балета Парижской оперы, ныне руководитель балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Впервые в Москве на сцене Новой Оперы прозвучал подлинный французский вариант текста (с субтитрами на французском языке). В качестве сюжета Стравинский использовал трагедию Софокла «Царь Эдип», но при написании либретто  он также обращался к произведениям Жана Кокто, французского драматурга, поэта. Развязка трагедии ужасна. Эдип, не зная того, убил отца и вступил в брак с матерью. Иокаста, его мать, покончила жизнь самоубийством, а Эдип потом снял с нее золотую застежку и выколол себе глаза. Исполнители главных партий - Георгий Васильев (Эдип, царь Фив), Иокаста (Маргарита Некрасова) справились со своими ролями. Им удалось передать нарастающее напряжение, накал страстей и развязку так, что кошмар происшедшего заставил меня, мою коллегу и, надеюсь, других зрителей содрогнуться, испытать сильные эмоции. Этой постановкой театр отдает дань памяти И.Ф. Стравинскому. В этом году исполняется полвека со дня его ухода из жизни.

Концертное исполнение по форме «Орлеанской девы» и «Царя Эдипа», глубокая идея музыкально-исторического процесса по сути – таково открытие 31 сезона Новой Оперы.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика