«Школа жен» выдающегося французского комедиографа Жана Батиста Мольера (1622-1673) в переводе поэта, писателя, публициста Дмитрия Быкова представлена на сцене Театра Маяковского. Этим  спектаклем режиссер-постановщик Миндаугас Карбаускис отмечает 10-летие своего руководства театром. По его словам, Мольер поднял комедию до уровня трагедии, потому что «заставить порядочных людей смеяться – дело нелегкое». Дмитрий Быков сделал "Школу жен" во многом современной пьесой.

 

Арнольф или господин Ла Суш (народный артист России Анатолий Лобоцкий) – новоиспеченный аристократ, носящий туфли с красными каблуками (признак высшего сословия), хочет жениться на юной подопечной Агнесе (актриса Наталья Палагушкина). Еще маленькой девочкой она была взята из крестьянской семьи и воспитывалась в монастыре. «Сказать по совести она, конечно, дура. Но это к лучшему!», - вслух размышляет он. Или же: «Достойная жена знает, с какой ноги поднимется муж». Но вдруг случайно он выясняет, что Орас (актер Станислав Кардашев), сын одного из его друзей, влюбляется в Агнесу. Орас по секрету рассказывает ему об этом, не зная, что тот и есть опекун девушки, то есть «господин Ла Суш». Орас высмеивает «господина Ла Суша», который держит Агнесу в изоляции от мира. Арнольф расспрашивает Агнесу, чтобы узнать, что именно произошло во время ее встречи с Орасом.  «Под маской чистоты – гнездо разврата!», - подозревает он. Однако рассказ подопечной убеждает: честь ее не задета…  Арнольф предлагает девушке заключить брак. Агнеса соглашается, полагая, что речь идет о браке с Орасом. Арнольф сообщает, что будущий муж – он. В ответ получает изумленное молчание.

«Зачем я двадцать лет себя готовил к браку?.. Я может быть вообще любил, не зная, пока она меня не кинула», - разговаривает с самим собою он. Под занавес, в отчаянии: «Лучше есть бисквит, хоть впятером, чем дерьмо жевать одному». Живой мольеровско-быковский текст заставляет зрителя смеяться, иногда над самим собой. Кто же без греха? Но, как всегда в этой жизни, человек предполагает, а Бог располагает: непредвиденные обстоятельства для господина Ла Суша, которые раскрываются на сцене, помогают влюбленным соединиться. И на этом интригующем моменте к удовольствию зрителей наступает «happy end».

Многие наши современницы недооценивают роль борьбы суфражисток за равные права с мужчинами. Нужно признать, что европейские женщины, француженки не на последнем месте, ушли далеко вперед по сравнению с россиянками. Их нравы: в ряде стран Европы министерские портфели между мужчинами и женщинами поделены поровну,  кое-где мужья ухаживают за младенцами, пока жены делают карьеру. Уважение к личности значительно важнее, чем поданная в гардеробе куртка или пальто. И место в транспорте лучше уступать пожилому человеку, а не молодой красавице, которая может решить, что вы нашли у нее какой-нибудь физический недостаток.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Денис Жулин

Яндекс.Метрика