В Театре Российской Армии можно увидеть «Барабанщицу» снова. Впервые эту  пьесу Афанасия Салынского здесь поставили в 1958 году, и долгое время она оставалась «визитной карточкой» театра.  Конечно же, её ставили и в других театрах страны. – Премьера на нашей сцене связывает два важных события –75-летие Победы и 90-летие главного военного театра страны. Несомненно, современная жизнь требует свежего взгляда на сценическое решение и прочтение легендарной пьесы, но мы постарались сохранить главное – авторский замысел.

То есть через судьбы людей показать патриотизм и высокое служение Отчизне, которые помогли одержать победу над врагом в судьбоносное для страны время. Ценность этой пьесы в том, что она наполнена поэтикой жизни, поэтикой личного отношения к Родине. И через жизнь людей, опалённых войной, пропахших порохом, становится понятнее, что значили в то время сила веры, крепость духа, честь и верность Родине, – поделился мыслями и чувствами режиссёр-постановщик спектакля, главный режиссёр театра народный артист России Борис Морозов. «Мы шли под грохот канонады,/  Мы смерти смотрели в лицо» … Под звуки этой песни  медленно раздвигается  легендарный  алый занавес театра Российской армии, сразу вводя зрителей в героико-патриотическую тему.

А на сцене полуразрушенную квартиру имитируют стильные, современные лаконичные декорации. В глубине - изящная винтовая лестница, ведущая на верхние этажи,  наполовину скрытая стеной-ширмой,  похожей на деревянную обрешетку старого здания после пожара. Различимы надписи, видимо оставленные здесь  защитниками города. Еще глубже, на заднике,  мультимедийная проекция руин города с поднимающимся в небо дымом от последней бомбежки. Потом на экране полетят самолеты, под вой сирен будут взметаться земля и осколки, на встречу с врагом  пойдут ряды бойцов красной армии. В комнате без стены  живет главная героиня  Нила Снежко (в первом составе Ольга Герасимова), служившая при немцах переводчицей в гестапо. По бокам сцены также расположенные под углом ширмы с кажущимися  нарисованными дверьми. Впрочем, двери открываются и через них заходят и выходят соседи по квартире. На контрасте работает широченная кровать, находящаяся посередине сцены, неизвестно как оказавшаяся у героини, с грубо нарисованными амурами на спинке. По ней, смущая соседей, прыгает в порыве напускного веселья в одном сине-голубом бикини Нила. Она еще и поет фривольную песенку, подыгрывая себе на немецкой  гармошке. Зрителям точеная фигурка актрисы  доставляет полное эстетическое удовольствие, чего не скажешь о соседях, которые из-за разрушений в доме вынуждены ходить через её комнату, что бы попасть к себе. Немцы только что оставили город, при них Нила служила в гестапо переводчицей. На самом деле выполняла секретные задания нашего командования. На этом фоне разворачивается любовная история, у которой не будет счастливого конца. Нила погибнет от пули врага – немецкого агента, оставленного фашистами на освобожденной территории.

Ради долга перед  Родиной героиня жертвует своей репутацией, личным счастьем и, в конце концов, жизнью. А пока в сознании людей она - «овчарка», её закидывают камнями мальчишки на улице, ненавидят соседи. Но на сцене образ нежной, иногда  даже не очень уверенной в себе девушки, который, по правде сказать, не совсем вяжется с представлениями о волевой подпольщице. Ведь Нила, выполняя задание, была причастна  к гибели высокопоставленного немецкого офицера. Зато актриса хорошо раскрывается в монологе со словами: «Как вы можете простить «овчарку», немецкую шлюху!»,- уничижительно, с пафосом бросает она в лицо влюбленного в неё Федора (Сергей Иванюк), штурмана боевой авиации демобилизованного с передовой по состоянию здоровья. Сам он предстает горячим, прямым парнем, но отчаянно влюбленным. К числу удачных актерских работ, безусловно, можно отнести роль Чуфарова, дяди Федора (Владимир Еремин). Архитектор, профессионал своего дела, без тени сомнения осуждает современную ему молодежь в знаменитом монологе: «Любят без разбора, живут без цели…» А он «всю жизнь строил, всю жизнь созидал», но неспособен понять живое чувство  родственника. Интересны костюмы. Платья героиня меняет на протяжении всего спектакля неоднократно. Они скромные, но в эпоху, и неизменно подчеркивают внешние  выигрышные данные актрисы. Заметно добавляет колорита  в действие гротесковый образ грудастой и завистливой соседки (Татьяна Морозова), с эксцентричной пластикой и манерой разговора, которая всюду суёт свой нос  с не очень чистоплотными намерениями. Великолепен Круглик, фотограф-шантажист (Антон Морозов). В широченных штанах и мешковатом пиджаке он легко двигается по сцене, его заискивающий баритон хорошо слышан даже в самых удаленных местах зала.  Подлец  и приспособленец, он предлагает героине за кругленькую сумму компрометирующие её снимки. Просмотр каждого сопровождается тревожным звуком ударного инструмента. Так будет во все поворотные моменты этой истории. На сцене живая музыка Рубена Затикяна– дань модной театральной тенденции. Группа ударных инструментов размещена с боку на авансцене, с ними виртуозно справляется один музыкант.

Пьеса Салынского – признанная классика советской драматургии. Не случайно её первая постановка в 1958 году выдержала более 700 спектаклей только в Центральном театре Советской армии, и неизменно пользовалась популярностью. Залогом успеха послужило то, что, по собственному утверждению автора, история не была выдумана, а взята из жизни. Об этом в советское время  не принято было говорить, но  многие сотни и тысячи героев подполья уже после войны продолжали нести клеймо пособников немцев.  И кому- то из них пришлось расплатиться за своё геройство ценой жизни уже в мирное время. Начиная с первой постановки пьесы, в роли Нилы Снежко выступали такие известные актрисы, как Людмила Фетисова, Людмила Касаткина, Нина Сазонова, Алина Покровская. С участием последней спектакль был записан в 1975 году, и  навсегда вошел в историю театра как образец истинного театрального искусства. Дотошным театралам рекомендовала бы посмотреть и его тоже.

Елена Белякова, фото Лена Морозова  

Яндекс.Метрика