Знаменитой «Жизелью» Адольфа Адана начал свой нынешний балетный сезон Большой театр. Достаточно напомнить, что за 178 лет существования этого балета партию Жизель танцевали самые выдающиеся и даже гениальные балерины, среди них - Анна Павлова, Галина Уланова, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова. Одним из авторов либретто был Теофиль Готье. Вместе с ним работали Жюль-Анри де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли. Постановку нового варианта «Жизели» создал Алексей Ратманский:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Жизель» - один из главных балетов репертуара Большого театра. И он довольно хорошо сохранился. Но когда балет живет около двух веков, он неминуемо видоизменяется, поэтому какие-то вещи, которые были важны его создателям, были утрачены. Даже в части хореографии уже трудно сказать, что принадлежит Жюлю Перро или Коралли, что позднее дополнили Сен-Лион и Петипа. Это старинный спектакль, который мы переставляем современными средствами – современные актеры, тела, техника. Время сегодня идет в 10 раз быстрее, чем тогда, Мы не пытаемся воссоздать музейный экспонат. На репетициях мы ищем органичное существование и мотивацию поступков, понятную современным артистам.

В основу либретто балета «Жизель» легла старинная славянская легенда о вилисах, девушках, которые погибли от несчастной любви и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин. Таким образом, они мстили за свои загубленные жизни. Эту легенду Генрих Гейне включил в свою книгу «О Германии». Краткое содержание постановки: граф Альберт (Артемий Беляков) и крестьянка Жизель (Ольга Смирнова) любят друг друга, но у Альберта есть невеста. Девушка узнает об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой. Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной, она выходит из могилы. И Жизель  (в отличие от языческой героини) уже как истинная христианка прощает Альберта и благословляет его на брак с Батильдой.

В «Жизели» Большого театра зритель увидит изысканные декорации и костюмы Роберта Пердзиолы, который, к примеру, сотрудничал с Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Оперой Монте-Карло, в  Японии – с Центром исполнительских искусств Хего (Нисиномия). В  России художник работает впервые. По его словам, в создании декораций к «Жизели» он  исходил из декораций Бенуа. Но современные ткани стали лучше, и они гораздо ближе отражают замысел авторов. Во всех поставках «Жизели» можно увидеть множество чудес. Ратманский постарался возродить многие чудеса. Для Артемия Белякова, исполнителя роли графа Альберта, это уже не первая работа с Ратманским: «Раньше я работал с ним в кордебалете. С Алексеем всегда интересно работать, он знает, что хочет и у него особое видение пантомимы. Она мне кажется более натуральной, человечной.  В нашей «Жизели» больше танцев, чем в других постановках. И еще одна особенность – Алексей заставляет нас высоко прыгать». Трактуя образ Жизели, Ольга Смирнова сказала, что ее героиня любит танцы, маму и Альберта. Ее сердце не выдержало, когда она узнала, что не может быть с возлюбленным. Она – крестьянка, а  он – граф. Между ними – непреодолимая социальная пропасть. Альберт обручен с девушкой своего круга.

В Большом театре уже идет «Жизель» в редакции Юрия Григоровича, и этот спектакль не снимут из репертуара. Одновременно будут идти две «Жизели». У любителей балета появится возможность сравнить эти две постановки. Прежний спектакль, очень красивый, и новый, который отражает веяния нового времени. В фойе Большого театра открыта выставка "Лики Жизели". Там с более ранними работами других фотокорреспондентов можно увидеть фотографии Дамира Юсупова, датированные 1987 годом.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Дамир Юсупов

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика