В Московском музыкальном театре "Геликон-опера" - премьера. Речь о легендарной "Травиате" Джузеппе Верди. Собственно, режиссер-постановщик Дмитрий Бертман уже неоднократно покорял эту вершину, каждый раз демонстрируя новые творческие подходы. Впервые мастер обратился к ней в 1995 году (многие зрители помнят эту нашумевшую геликоновскую постановку). Вот как сам художественный руководитель "Геликон-оперы"  рассказывает о своих  поисках и обретениях: Я делал разные "Травиаты". Сначала эпатажный спектакль. 

Где действие происходило на огромной кровати... Мы показали в финале путь героини от куклы к монашке. Потом были другие метаморфозы. В спектакле в Канаде действие происходило в современном ночном клубе и в XIXвеке, сюжет развивался в двух временных пластах. Сегодняшний спектакль сделан более экстремально. Он про то, как Виолетта умирает не от кашля, а от любви...

На пресс-конференции Дмитрий Александрович признался, что в какой-то момент устал от "Травиаты". Ведь он ставил историю парижской куртизанки в России и Канаде, в Германии и Франции. Даже в Новой Зеландии. Но потом понял, что грешно будет не вернуть это произведение в репертуар театра. - Когда у нас такие Виолетты, Альфреды... Такие тенора, баритоны, сопрано!

Исполнители ведущих партий Юлия Щербакова (Виолетта Валери), Шота Чибиров (Альфред Жермон), Михаил Никаноров (Жорж Жермон) - яркая иллюстрация сказанного. Всем им предстояло по-актерски погрузиться в водоворот нравственных коллизий. Как новацию режиссер-постановщик отметил переосмысление традиционного образа Жоржа Жермона: "Он у нас хороший". В самом деле, отец Альфреда, вначале чувствовавший в куртизанке лишь опасность для репутации их семьи, в конце увидел в ней дочь. Он рефлексирует, раскаивается, пытается помочь. В общем, ведет себя благородно.

Безусловно сильная сторона спектакля, что называется, массовые сцены. Первое действие открывается видом какого-то сумрачного городского пространства с уныло бредущими нищими. Люди-тени. Клошары, которых привел в большую литературу гений Виктора Гюго. Самое жизнерадостное среди них создание - собака, стерегущая сон бродяжки-хозяйки... И резкая смена декораций. Фривольная обстановка публичного дома, хорохорящиеся клиенты, раскрепощенные девицы. Какие-то немыслимые ужимки, прыжки, позы. Болезненное лихорадочное веселье, призванное доказать себе и другим: вот она - истинная сладасть бытия, и ничего другого не надо! Обе сцены - одного порядка: это адово существование.

Артисты хора "Геликон-оперы" (хормейстер Евгений Ильин, хореография Эдвальда Смирнова) создали своего рода коллективные портреты обитателей парижского "дна" и представительниц первой древнейшей. По стилистике они напоминают картины Анри Тулуз-Лотрека. Художника-карлика, снедаемого грозным недугом, дружившего с танцовщицами и проститутками. Последним он сочувствовал, но изображал их без всякой романтизации в отличие от многих литераторов. Его творчество отличалось графичностью и порой беспощадностью.

Для создания выразительных образов весомую роль сыграл визуальный ряд, выстроенный настоящими профессионалами (художник-постановщик Игорь Нежный, художник по костюмам Татьяна Тулубьева, художник по свету Дамир Исмагилов). Все эти корсеты, подвязки, панталоны, оборочки, шляпки - проверенный ассортимент обольщения. И по контрасту - белоснежные одеяния Виолетты и Альфреда в тот период, когда отношения этой пары очистились любовью. Их временное загородное жилище - исключительно белоснежные интерьеры; в отличие от альковного гнездышка куртизанки (там в почете ядовитый розовый свет).

Возвращаясь к пресс-конференции, состоявшейся в "Геликон-опере". Дмитрий Бертман адесовал слова благодарности за совместную работу музыкальному руководителю спектакля Александру Сладковскому. Так получилось, что буквально накануне у дирижера с мировым именем был день рождения. И вот теперь уже накануне премьеры Дмитрий Александрович подарил ему хрустальную дирижерскую палочку. Памятуя о том, что его друг и соратник дирижерские палочки с увлечением коллекционирует. Вне сомнения, подобных коллекций в мире очень немного.

Лариса Ровнянская, фото Ирина Шымчак, Светлана Телятникова-Никабадзе (1) 

Яндекс.Метрика