В самом конце месяца состоится московская премьера нового фильма Андрея Смирнова (автора ставшего киноклассикой "Белорусского вокзала") "Француз". Коротко о сюжете. Пятидесятые. Парижанин-гуманитарий Пьер Дюран (Антон Риваль) приезжает на стажировку в МГУ. Он знакомится с балериной Кирой Галкиной (прима-балерина Большого театра Евгения Образцова) и фотографом Валерой Успенским (Евгений Ткачук). С Кирой даже случается роман, красивый и обреченный. Благодаря новым друзьям молодой человек узнает Москву, доступную немногим.

Другую Москву. Где слушают западные "голоса" и не верят советским газетам, обожают джаз и читают появлявшиеся в самиздате стихи официально не признанных поэтов.

Естественно, герой включается и в поток обычной городской жизни и пересекается с людьми, не очень ему понятными. Однако Пьер хорошо воспитан и всегда вежлив. В московском аэропорту его встречает активная горластая особа, уверенная в том, что чем громче разговариваешь с иностранцем, тем лучше он тебя понимает. А местные алкаши разговоры вообще игнорируют, просто предлагают французу во время его одинокой прогулки выпить в заплеванном подъезде "на троих". Состоятельный писатель (Роман Мадянов), погруженный в какую-то внутрицеховую склоку, дает совет: "Петя, не болтай и никому не доверяй. " Девушка-общественница с улыбкой всезнайки утверждает, что надо всегда жертвовать личным ради общественного, а другая комсомолка тихо просит: "Женитесь на мне, меня не надо кормить и любить. Мне бы только вырваться отсюда".

Сосед по общежитию забирает у приезжего свитерок ("поносить!"), а в дальнейшем спокойно подмахивает кляузу на него. В фильме приводится текст заметки из университетской газеты. Там эти месье (Пьер прилетел вместе с несколькими французами-стажерами) обвиняются в жуткой неряшливости. В их комнатах всюду пыль, вещи разбросаны как попало. Да и что удивляться, если они переняли дурную манеру американцев класть ноги на стол? Вне сомнения, выразительная художественная находка сценариста? Нет, все документально. Андрей Смирнов нашел эту заметку в библиотечной подшивке старых газет.

На встрече с создателями фильма журналист из известного издания спросил, почему такая концентрация негатива? Ведь было же и хорошее. Режиссер ответил эмоционально и с полной определенностью:

- Да это еще лакировка того, что было! Моя жизнь проходила при той власти. Там прошла моя молодость. И я отвечаю за достоверность каждой детали в фильме.

Чуть-чуть в продолжение сказанного режиссером. Да, было хорошее в советской эпохе. Запечатленное и в откровенно слабых картинах, и в превосходных. Как, например, шедевр Георгия Данелии "Я шагаю по Москве", снятый в 1963 году.Однако тема, поднятая во "Французе", требовала сосредоточенности на ней, а не выверенности по линейке соотношения хорошее или плохое. Это тема выдающихся или просто достойных людей, не состоявшихся или даже погубленных. Пьер Риваль приехал в Москву не только на стажировку. Ни от кого не скрывал, что хочет найти отца Александра Татищева, бывшего белого офицера, сосланного в лагеря в 30-х. Сын даже не уверен, жив ли он, но надеется на лучшее. Отца во время московской командировки он нашел. Тот сидел на Колыме (да где только ни сидел), бежал, чудом уцелел. Теперь ночной сторож на заводе в маленьком городке.Их встреча оказывается шоком для юноши. Опустившийся неприветливый дядька, встретивший его с полным равнодушием. И лишь спустя несколько часов сквозь эту заскорузлую оболочку проявляется личность Алекса, каким знала его мать Пьера. Интеллектуала с даром ученого и человека чести. Он обязательно полюбил бы сына, сложись все иначе. Сильнейшая работа актера Александра Балуева.

Фильм посвящен памяти правозащитника, члена Московской Хельсинкской группы, издателя и журналиста Александра Гинзбурга, высланного из СССР в 1979 году и умершего в эмиграции в 2002-м. На показе "Француза" в Париже присутствовала его вдова.

Михаил Ефремов, снятый в эпизодической, но невероятно колоритной роли, сказал на пресс-конференции в МИА "Россия":

- Я вспоминаю своего близкого родственника, который в 1934 году завербовался на север бухгалтером. Таким образом, его не сослали, а он успел уехать сам. На работу. Умный был и хитрый. Спас семью и себя. Думаю, что на этот фильм придет молодежь. Та, что интересуется историей. Лично меня история интересовала всегда.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе (1)

Яндекс.Метрика