На сцене московского театра "Новая опера" зрители в очередной раз встретились с вечно юной "Золушкой" Джоаккино Россини. Спектакль был дан в рамках молодежного образовательно-творческого проекта "Оперный класс", реализующегося при поддержке Фонда Елены Образцовой. Оперная судьба "Золушки" в нашей стране берет начало еще в 1821 году, где произведение Россини поставили на сцене знаменитого тогда театра Апраксина. Примечательно, что это произошло всего через четыре года после его премьеры в Риме.

 

 В 20-х годах прошлого века комическая опера появилась в репертуаре Большого Каменного театра (ныне Мариинки) в Петербурге. Спустя почти семьдесят лет на постановку шедевра отважились в Екатеринбурге, а в 2009 году - в Санкт-Петербургском театре "Зазеркалье". "Золушка" в "Новой опере" иллюстрирует свое прочтение классики. Перед нами успешный опыт привлечения современных технологий, что делает представление более актуальным (особенно в глазах подрастающего поколения, кому в первую очередь и адресован спектакль). Но ничуть не менее сказочным! Волшебная аура не разрушается, просто усиливается гротескное начало. "Сказка - это постоянные превращения", - считает сценограф и режиссер спектакля Виктор Герасименко.

Превращения обеспечивают сценография в формате 3D, компьютерная графика, анимация. На огромных экранах то и дело появляются диковинные растения и фантастические животные (например, крылатые ослы), иногда и сами реальные персонажи. Только что две вздорные сестрицы Клоринда и Тисба (Джульетта Аванесян и Ирина Ромишевская) скандально выясняли, кому из них достанется в мужья принц, а через мгновение зритель обнаруживает их, гуляющих по саду, в экранном пространстве. В комической опере не только и не столько явлено стремление рассмешить. Первая встреча принца, дона Рамиро (Дамир Закиров) и Золушки (Цветана Омельчук) - это лирическая сцена, бесспорно свидетельствующая: они полюбили. И визуальное изображение им в помощь. Никаких тебе диковин, лишь плывущие по голубому небу облака. Конечно же, прежде всего, отмечаешь высокое мастерство исполнителей, их превосходные вокальные партии с виртуозными пассажами (музыкальный руководитель - лауреат премии "Золотая Маска" Дмитрий Волосников). То, чего достоин дар Россини. Гейне в присущем ему романтическом стиле сравнивал композитора с "солнцем Италии, расточающего свои звонкие лучи всему миру".

И в заключение о том, что неизменно становится неожиданностью для зрителя, впервые попавшего на оперу "Золушка". Не сверяйтесь со знаменитым текстом сказочника Шарля Перро. Еще когда Россини только принялся за работу и был страшно загружен, подключился драматург Ферретти, ставший автором либретто. Последний в известной степени ориентировался на мнение импресарио, как известно, важной фигуры в постановочном процессе. В результате свою судьбоносную роль потеряла хрустальная туфелька. Вместо нее девушка отдавала принцу перед побегом из дворца браслет, по которому влюбленный должен был ее отыскать. Есть версия, что процедура примерки туфельки могла обидеть чьи-то целомудренные чувства в зале. Негоже девушке прилюдно приподнимать край платья... И еще. Вместо злой мачехи в сюжете фигурирует злой отчим дон Маньифико (Андрей Максимов). А вместо доброй феи, снарядившей бедняжку на бал в полном блеске, - волшебник Алидоро (Дмитрий Чеблыков). Впервые он появляется в доме дона Маньифико под видом оборванного странника. Сестры гонят нищеброда прочь, а Золушка угощает какой-то простой едой. Алидоро понимает, какое это славное существо, и начинает ей помогать. Перед нами кочующий фольклорный и литературный сюжет: проверка героини (героя) на человечность вот таким нехитрым способом. Предстать в образе беспомощного, несчастного, всеми оставленного и посмотреть, какая реакция. Если милосердная, значит, ты будешь обязательно вознагражден. С Золушкой именно так и получилось.

Лариса Ровнянская, фото Даниил Кочетков

Яндекс.Метрика