В театре «Геликон-опера» снова премьера «Иоланты» П.И. Чайковского по драме Герца «Дочь короля Рене». Нынешний спектакль поставил лауреат II Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» Сергей Новиков. Ему помогали художники-постановщики Александр Купалян и Глеб Мухаметлатыпов, художник по костюмам Мария Высотская и другие. Из театральных "динозавров" команду дополнил народный артист России Евгений Бражник, музыкальный руководитель.

 

Несколько слов о «Нано-опере» - это важно. Идея принадлежит Дмитрию Бертману, художественному руководителю Геликон-оперы, для продвижения начинающих оперных режиссеров. Конкурс уникальный: за 10 минут на глазах у членов жюри надо поставить арию и дуэт, за 15 минут – массовую сцену. Работа с актерами – «с листа». Впрочем, мы же знаем, что экспромт, дабы иметь успех, должен быть хорошо подготовлен. Хочется думать, что так, ведь конкурс как будто прижился, нынешней весной уже - Четвертый.

Наше время отмечено всяческим новаторством во всех видах искусства. Молодые много экспериментируют, эклектируют, эпатируют, что, впрочем, свойственно молодости. Но, кроме того, они глубоко копают. Постановщики на брифинге подробно рассказывали журналистам о Плантагенетах, Меровингах, Сионе, о войне Алой и Белой Розы… Сюжет оперы взят из событий западноевропейской истории XVвека. Авторам спектакля хотелось, чтобы зритель-слушатель знал историю, чтобы ассоциации с тем временем и параллели с нынешними реалиями подвигли его на вывод о том, что «все было в веках, нет только памяти человеческой».  И что сам человек не слишком меняется с веками, хотя любовь торжествует по-прежнему.

Не знающих зрителей просветили: Иоланта не была слепой от рождения, а выпала из окна во время пожара и…  Конечно, она пережила стресс и все прочее. Говорили о мистике, многослойной опере, о том, что она последняя в творчестве композитора. Он предчувствовал свой уход, а потому должен был сказать нечто большее и т. д. В общем, глубоко забрались в старину, что, в общем-то, положительное явление, ибо думать и сравнивать полезно. Однако!  Что было на сцене?

Взамен привычного мы увидели купальные костюмы на подружках Иоланты, демонстрацию красивых женских ножек, несколько «приколов» вроде очков решительно на всех персонажах, исключая Иоланту, мониторов, спрятанных в кронах искусственных деревьев. Это новое слово в построении мизансцены. А еще кроссовки на ногах, гаджеты в руках. Вероятно, современная и особенно молодая публика идентифицирует себя с героями посредством знакомых предметов, которые всего лишь играют роль символов. Понятно, что свои чувства можно выражать и так, и эдак, и вот так – почему нет? Такая популярная эклектика  не только в этом театре.

 

Победители в конкурсе «Нано-опера» предлагают свои коды, и, оказывается, они понятны публике. По окончанию спектакля зал долго аплодировал, кричал: «Браво!». А поскольку перед началом спектакля создатели его признавались, что им самим нравится то, что они сотворили, то ответная реакция зала была наградой и подтверждением, что они не ошиблись в выборе стилистики спектакля.

Останется ли в веках такая постановка классического произведения оперного искусства? Трудно сказать. Время расставит все по своим местам. Бесспорно, что мы живем в эпоху перемен, а молодежь чувствует ее острее старшего поколения. Она ищет новые формы и средства выражения в искусстве, сообразно духу времени. Что-то из найденных ими кодов обязательно унаследуют следующие поколения.

Спектакль состоялся при поддержке Благотворительного фонда Святителя Григория Богослова и АНО «Арт-Гелиос».

Марфа Зубкова, фото Антон Дубровский 

Яндекс.Метрика