Роман «Мелкий бес» главного мистика Серебряного века Федора Сологуба впервые был опубликован в 1905 году. Он имел невероятный читательский успех, выдержав 11 прижизненных изданий. В 1909 году Ф. Сологуб написал по мотивам своего романа одноименную пьесу, вскоре поставленную в некоторых театрах. Р. Виктюк, справедливо полагающий, что этому миру больше всего не хватает гармонии, взялся расшифровывать этот мистический текст в 3-й раз. И вот на сцене Театра Романа Виктюка – премьера "Мелкий бес".

 

В этом спектакле Роман Григорьевич выступает в трех лицах. Он – автор постановки, музыкального оформления и сценической адаптации. На выходе получилась вариация на тему «Мелкого беса» Сологуба. Спектакль рассчитан на зрителя, знающего содержание романа. Иначе ждут непонимание и недоумение. В сценографии нашли свое воплощение картины Казимира Малевича, которого Роман Виктюк считает своим любимым художником и философом. – Искусство опровергает разум, - говорит режиссер, - и признает лишь безразумное чувство – наитие, вдохновение, настроение. Но под искусством также надо понимать необходимость что-то познавать и приводить хаос природы в гармонический порядок.

Сологуб ограничил действие романа 1905 годом, а ведь писатель пережил 1917 год и последовавшие за ним ужасы. Октябрьский переворот он считал антикультурным, антигуманным, разрушающим творчество. Конечно же, герои «Мелкого беса» принимали участие в поругании церквей, убийстве священнослужителей, строительстве безбожного государства. Они уж точно – строители ада в отдельно взятом государстве на долгие годы вперед.

Учителя-садиста Ардальона Борисовича Передонова, выступающего против всех, «я – один, они – все»,  писатель наделил основными чертами ада: завистью, злобой и беспредельным эгоизмом. Его роль исполняет Дмитрий Бозин, заслуженный артист России. Передонов, как и другие насельники «славного» города Вытегра, живет в аду, где постоянное состояние – скука смертная. Хотя, как точно кто-то подметил, что описаний ада великое множество, а вот при упоминании рая ничего, кроме райского сада, в голову не приходит. К примеру, мусульманский рай – это сидящие за ломящимся от яств столом мужчины, которых обслуживают гурии, прекрасные девственницы, предназначенные для праведников. Но это говорит о недоступности для нас представлений о рае, проистекающей из-за повреждения человеческого рода после грехопадения.

В спектакле есть и история светлая, выраженная в отношениях гимназиста Саши Пыльникова и барышни Людмилы Рутиловой. Сначала она возбуждала юношу ради потехи, но потом влюбилась. И их любовь выражалась в том, что Людмила отрабатывала на нем свои желания, а Саша покорялся. В какой-то момент он даже обнажил свои гениталии. А Людмила восклицала, как прекрасен Саша. Вот такая была между ними любовь.

Новый спектакль Романа Виктюка «Мелкий бес» – это, прежде всего, диагноз России XXI века. Правильно поставленный диагноз может привести к выздоровлению. При условии осмысления ошибок и желания действовать, чтобы идти вперед.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Премьерный спектакль состоится 1 марта 2019 года в день рождения Федора Сологуба

Яндекс.Метрика