Спектакль «Снимается кино» Эдварда Радзинского в постановке Юрия Иоффе появился в репертуаре Театра Маяковского. Пьеса была написана в 1965 году, в застойную брежневскую эпоху, когда атмосфера в стране по сравнению со сталинской диктатурой казалась вегетарианской. Многими и теперь, не смотря на несвободу, зашкаливающую фальшь, те годы вспоминаются с ностальгией. Жизнь текла очень бедная, в основном в коммуналках, но без голодомора и массового людоедства. Хотя инакомыслящих высылали или сажали, порою в психушки, что никогда нельзя забывать.

 

Юрию Йоффе реалии тех лет известны не понаслышке. Он сам современник той эпохи, к моменту написания пьесы уже окончил школу. Для него работа над пьесой – это погружение в ушедшую молодость, когда, естественно, солнце светило ярче, трава была зеленее и девушки прекраснее. Очевидно, что эстетика  Э. Радзинского ему близка, понятна мотивация героев, оказавшихся в определенных обстоятельствах: - Надеюсь, что зрители будут смеяться и плакать. Эта пьеса про жизнь, про любовь, про творчество. Вот такую краткую рецензию прочитал я в интернете.

Режиссера, который изначально пытается преодолеть творческий кризис, сделать стоящее кино, играет артист Алексей Фатеев. На его счету более 50 ролей в кино, в том числе прославленном фильме «Нелюбовь» А. Звягинцева. - Какая главная черта моего героя кинорежиссера Федора Федоровича Нечаева? – Сомнения… Он ищет свою дорогу, не идет на компромиссы с самим собой. Иногда полезно ничего не делать. Когда не знаешь, что хочешь, но точно знаешь, что  не хочешь. Тогда есть шанс добиться настоящего успеха, - сказал А. Фатеев.

Что такое цензура в советском исполнении, трудно понять нынешнему поколению, не жившему в СССР. Только государство дает деньги на съемки, и в любой момент к тебе может прийти комиссия из министерства и потребовать, чтобы отснятый материал был показан. В случае фильма Нечаева был вынесен отрицательный вердикт. На этом фоне комично выглядит одна из членов комиссии интеллигентка Ирина Кирьяновна, которая всем повторяла по домашнему телефону забавную фразу: - Это правдиво, и, кроме того… в этом есть что-то молодое… лермонтовское. - И тут же на прямой вопрос барственного начальника, пришедшего в гости на день рождения к ее тетушке,  старой актрисе, призналась, что фильм ей не понравился.

Другая, немаловажная линия – это отношения Федора Нечаева и молоденькой девушки Ани, случайно попавшей на съемки фильма. Она участвует в эпизоде, где должна у телефонного автомата целоваться с юношей. У нее ничего не получается. Девушка чиста, мила, но выглядит по современным меркам провинциальной простушкой. Видно, что Аня восхищает, забавляет Нечаева своей искренностью, непосредственностью. - Ерунда, все перемелется, и такая мука будет, хоть пеки из нее ватрушки, - так по-детски утешает она понравившегося мужчину. - А с женой уже давно скука, мелкие ссоры и никакого драйва не предвидится. Пара едет в Сухуми на несколько дней. Аня влюблена в Нечаева, он, кажется, тоже. Все могло произойти, если бы не антракт. И только в конце второго действия Анна, спустя время, после того, как увидела жену своего возлюбленного, поняла, что не может перейти черту. Ей было как-то одновременно жалко и не жалко эту взрослую красивую женщину. Она заявляет Нечаеву: - А между нами ничего не было. Ты пожалел меня. Большое спасибо.

Это не О. Генри. Но конец этой любовной истории неожиданный, благородный. И без харассмента.

В спектакли принимали участие: Людмила Иванилова, Наталья Коренная, Анастасия Дьячук, Зоя Кайдановская, Евгений Парамонов, Виктор Довженко, Максим Разумец, Андрей Гусев, Максим Глебов, Всеволод Макаров и другие.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора (1) и Сергея Петрова 

Премьерные спектакли состоятся 16 и 17 февраля 2019 года. Сцена на Сретенке. 

Яндекс.Метрика