Можно ли поставить на сцене «Капитал» Маркса? Или «Государство и революция» Ленина? Или, на худой конец, главы из «Уголовного кодекса РФ»? Посмотрев спектакль, в основе которого монография Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», полагаю, что можно. Только нужно ли из научного труда делать пьесу – вопрос открытый… Пьесы, впрочем, как таковой, нет. Вероятно, потому что теперь в среде режиссёров немодно приглашать к сотрудничеству драматургов. А зря! На свете очень много пьес и очень много драматургов; некоторые из них даже хорошие.

 Может, и пьеса о Фрейде у кого-то из них имеется – я почему-то в этом уверена. Спектакль представляет собой литературно-музыкально-танцевальную композицию магистра театрального искусства Александра Цоя, рассказывающую о жизни и научных исканиях основателя психоанализа. Два корифея науки – Фрейд и Юнг – разговаривают друг с другом языком рэпа. Беседа носит характер переписки Ивана Грозного и князем Курбским: кто кого сильнее припечатает. Наверное, переписка у знатоков человеческих душ и впрямь была ругательная, но форма – рэп – несомненно, глубоко поразила бы и Фрейда с Юнгом, и Грозного с Курбским, случись им встать из гроба. Онемели бы! Кстати, в программке указано, что звучат тексты Жан-Поль Сартра, а также Жени такой-то, Кати такой-то, Сергея такого-то. Вот бы как-то вычислить, где Жан-Поль Сартр, а где Женя с Катей. Интересно же!

Гвоздём спектакля или, как выражаются испанцы, «брошкой из чистого золота», несомненно, является появление совершенно голого юноши. Он символизирует глубоко укоренившиеся комплексы цивилизованного человека, которому окружающие кричат: «Зигмунд, как тебе не стыдно!» Это, конечно же, сон – то, что на сцене, там и свет по-ночному притушен. Но зритель, совершенно точно, не спит: он внимательно вглядывается – точно ли молодой человек голый? Точно. Голый. Стройный, красивый. И… голый. Вот оно – новое слово: голых и полуголых девушек в театре мы уже насмотрелись, а юношу видим впервые, я – во всяком случае. Очень неожиданно. Вроде как шла в театр, а мне еще и мужской стриптиз показали. Бонус. Благодарю, не ожидала!

Помню, как в юности, а она проходила в стране, где секса нет, потрясенно смотрела в Большом балет Мориса Бежара «Весна священная». Танцоры были в телесного цвета трико, очень обтягивающих, и движения были невероятно смелыми – полное впечатление слияния влюблённых. Впрочем, если бы не трико, всё равно они казались бы обнаженными при такой естественности и страстности танцевальных па. Незабываемый, гениальный Бежар! У Виктюка вот тоже сильный эротический накал во всех спектаклях. Раздевать героев не приходится – и без того током бьёт.

Как-то подумалось, что не обязательно было заставлять мёрзнуть актёра, ведь наготу можно… сыграть. Оставаясь в костюме и при галстуке. Зато – вероятно, по контрасту – в следующей сцене правильный классический костюмчик на героине показался верхом элегантности. Прямо захотелось себе такой завести – с бантиками вместо пуговиц. И на обшлагах тоже. Чудо, что такое! Особенно после голого человека, которому даже трико не сшили. Так выпустили – бюджетный вариант.

Актёры же играют с азартом, с явным удовольствием. Они все молодые и прекрасные, это без иронии. Хочется им пожелать и пьес, и драматургов. Чтоб Шекспиров хватало.

Наталия Ванханен, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика