160 лет назад впервые был опубликован роман Ивана Гончарова «Обломов». К этой дате Театр Маяковского приурочил одноименную премьеру "Обломов". Инсценировка и постановка художественного руководителя театра Миндаугаса Карбаускиса. В свое время Н.А. Добролюбов ввел понятие «обломовщина», исходя из примера Обломова, который предпочитал ничего не делать. «В Гороховой улице в одном из больших домов… лежал в постели на своей квартире Илья Ильич Обломов»… Критик увидел в «обломовщине» аллегорию крепостного права.

 

Миндаугас Карбаускис вместе с остальными участниками спектакля предложил иное видение главного героя. По словам композитора Фаустаса Латенаса, Обломов - хорош, глубок, доброй души человек. Он такой мудрец-созерцатель, уставший от жизни и знающий про нее абсолютно все. И, безусловно, Обломов интернационален, потому что в каждом народе можно встретить своего Ивана Ильича.

Вместе с тем Вячеслав Ковалев, органично вписавшийся в роль Обломова, утверждает: - Обломова нельзя сыграть, если сам похож на него. Парадокс! Надо быть очень энергичным. Обломов – противоречивый персонаж, вызывающий различные чувства. Он безвольный, честный, нежный. А нежность свидетельствует о мужестве. С другой стороны, он – садист, измывается над Ольгой Ильинской (Анастасия Мишина), так и не сделав ей предложение. Но считает, что отказывается от Ольги для ее блага. - Другие счастливы, они все делают, - говорит Обломов. – Мы несчастливы, поскольку ничего не делаем…

Для Анатолия Лобоцкого Иван Ильич Обломов - положительный герой: -  Главное, в нем есть врожденная интеллигентность. Я рад, что принимаю участие в этой пьесе: люблю русскую классику и всегда трепетно к ней отношусь. Готовясь к роли, осознанно не смотрел фильм «Обломов», чтобы избежать соблазна что-либо подглядеть и перенести в этот спектакль. Хотелось создать свой образ преданного барину слуги Захара.

Актеры спектакля настолько естественно передают атмосферу того времени, что зритель буквально вползает в реалии той давно ушедшей эпохи. Многие вещи кажутся комичными. Юмор видишь там, где, вероятно, современники его не видели, не замечали. В XXI веке Обломов кажется нам благородным и обаятельным человеком. Таких людей, скорее всего, больше нет, они постепенно исчезли, как динозавры, с отменой крепостного права. Если прежде многие поколения дружно думали, вот и, слава Богу! То теперь, спустя более полтора столетия, пришло осознание, что наш русский мир явно обеднел...  Итак, «Обломов» - спектакль, который заставляет задуматься о каждом дне, который мы пробегаем или даже пролетаем, не успевая зафиксировать в памяти что-либо важное снаружи или внутри себя.

Светлана Телятеникова-Никабадзе, фото автора  

Яндекс.Метрика