«Севильский цирюльник» Джоаккино Россини вернулся в репертуар Большого театра после 40-летнего перерыва. Режиссер-постановщик оперы Евгений Писарев, художественный руководитель Театра им. А.С. Пушкина, перед прогоном признался журналистам, что музыкальный театр – не место для эксперимента. Нужно вдохнуть в жизнь то, что придумано, нарисовано в чертежах композитора. На репетициях звучал перевод на 5 языков. Такого опыта у него никогда не было. Однако артисты подключались с первой ноты, схватывая на лету. 

    

Как известно, талант – единственная новость, которая по-настоящему нова… По некоторым сведениям, комическая опера «Севильский цирюльник» (1816 г.) была создана композитором к карнавалу в Риме менее чем за две недели. Из-за придирок цензуры Россини решил воспользоваться сюжетом композитора Джованни Паизиелло. И был вынужден просить у него согласия на создание новой оперы. Премьера «Севильского цирюльника», состоявшаяся 20 февраля 1816 года в римском театре «Аржентино», провалилась со скандалом. Ненавистники Россини постарались на «славу»: Альмавива забыл взять гитару во время исполнения серенады, дон Базилио зацепился за гвоздь и не мог сделать ни одного шага, наконец, на сцену выбежала кошка, которая от ослепительного света металась по сцене, не соображая куда спрятаться. А великий Россини, покинув театр уже после первого акта, сидел в таверне и пил с друзьями вино. Он отлично понимал, что написал шедевр.

Приглашенный для постановки оперы итальянский дирижер Пьер Джорджо Моранди совершенствовал свое мастерство у Леонарда Бернстайна и был ассистентом маэстро Риккардо Мути и Джузеппе Патане в театре Ла Скала. – Постановка этой оперы приурочена к году Россини. 13 ноября исполняется 150 лет со дня ухода композитора в мир иной. Вместе с режиссером Писаревым мы хотели привнести что-то новое в нашу постановку. И нам удалось. В опере будет звучать ария тенора Альмавивы, которая никогда прежде не исполнялась. Я испытываю огромное уважение к Большому театру и рад, что мне довелось здесь работать, - поделился маэстро Моранди.

По словам сценографа Зиновия Марголина, в своей работе он не учитывал чужой опыт оформления  оперы «Севильский цирюльник». В этом смысле спектакль не имеет биографии. Действие происходит на двух ярусах: нижний  - гримерная, верхний – сцена. Художник старался донести до зрителя свое видение постановки. В Большом театре он оформил оперетту «Летучая мышь» И.Штрауса, (реж. Василий Бархатов, 2010 г.), оперы «Князь Игорь» А.Бородина (реж. Ю.Любимов, 2013 г.) и «Свадьбу Фигаро» В.А.Моцарта (реж. Евгений Писарев, 2015 г.).

Богдан Михай исполнял партию графа Альмавивы по всему миру 250 раз. И каждый раз он открывал что-то новое в своем персонаже. В России его герой всегда разный, может быть, в чем-то неожиданный. Михай вышел к журналистам улыбающийся и сообщил, что ему очень понравилось работать с режиссером Евгением Писаревым:  - Вместе у нас получилась замечательная музыка. - А для Хулькар Сабировой – это вторая работа, она дебютировала в партии Розины на фестивале Арена ди Верона в 2015 году. – Главное, понять свою героиню, - сказала певица. – Я искала в ней новую краску и, кажется, нашла. Розина –  задорная, иногда дерзкая, нежная, невинная, еще не раскрывшийся цветок. - Роль Фигаро, цирюльника, досталась Анджею Филончику. Певец подчеркнул, что «первый раз в жизни достойно и полновесно работает в этой партии благодаря Евгению Писареву. В Фигаро негативные и положительные черты постоянно взаимодействуют. Он – человек исключительно умный, но все время старается сделать что-то для себя. В моем характере было бы как можно больше прыгать, скакать, но сегодняшний мой Фигаро проявляет сдержанность». Джованни Ромео (Бартоло, доктор медицины, опекун Розины) отметил юмор оперы, который будет понятен не только итальянцам, он будет понятен всем. Бартоло - комичный персонаж, буфф-бас, хорошо взаимодействует с залом. Гениальность Россини зажигает артистов. - Хочу, чтобы в Большом театре люди тоже смеялись, - пожелал артист.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика