На Исторической сцене Большого театра в честь 100-летия со дня рождения великого музыканта, композитора, просветителя Леонарда Бернстайна состоялась премьера оперетты «Кандид». «Кандид или Оптимизм» - наиболее часто публикуемое произведение Вольтера, хотя он считал его безделкой и даже иногда отказывался от авторства. Тем не менее, по жанру это философская повесть с налетом абсурдистики и цинизма. Елена Манистина, исполнившая  роль Старухи, подтвердила, что в оперетте все роли намеренно шаржированы.

Работая над «Кандидом», где основная мысль: «Бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных», Бернстайн намеренно отказался от современных ритмов и продолжил традиции комической оперы и оперетты. В то же время сатирический характер истории роднит ее с мюзиклом. «Все к лучшему в этом лучшем из миров» звучит саркастическим рефреном, когда на долю героев выпадают каждый раз новые бедствия. Композитор придумал для своего детища подзаголовок «комическая оперетта». «Кандид» - настоящий рекордсмен по количеству либретто. В Большом театре исполняется либретто Ричарда Уилбура.

Сюжет оперетты развивается в доме барона Тундер-тен-Тронка. Кроме барона, в замке еще проживает его дочь Кунигунда, ее брат Максмилиан, служанка баронессы Пакета и Кандид – незаконнорожденный племянник барона, доброжелательный ко всему миру. Все обитатели замка счастливы до тех пор, пока не столкнулись с суровыми реалиями жестокого мира. В итоге Кандид приходит к простой мысли, что счастье в труде, и каждый должен возделывать свой сад.

 

 

 

 

 

Алексей Франдетти, режиссер-постановщик, улыбаясь, начал так: - С маэстро Сохиевым мы призывали всех хулиганить, хотя хулиганство у нас в рамках приличия. Я впервые работаю с произведением Бернстайном и хочу отметить, что его музыка отражает самые глубокие идеи. Мы работали с либретто, которое было сделано для шотландской оперы. Этой редакции в России никогда не было. Прикоснулись к ней, благодаря юбилею Бернстайна. В мюзикле много диалогов. Тот зритель, который читал Вольтера, найдет советы, которые пригодятся и сегодня.

- Что за крепкий орешек, этот Берстайн? - риторически спросила Елена Министина (Старуха). - Петь по-английски очень сложно. Все согласные и гласные должны быть произнесены предельно четко. Моя героиня, Old  lady, авантюристка с богатым прошлым. В этом спектакле можно отвязаться, и я танцую, но как бы изнутри.

Туган Сохиев, дирижер-постановщик, торжественно  объявил: - Сегодня к нам пришел великий Бернстайн. Он принес необычный жанр и совершенно другое мышление. Мы попытались пойти по пути высокой оперетты. У нас концертно-театральное представление, служащее памяти этой великой личности. Вся мировая общественность благодарна ему за огромное наследие и воспитание музыкантов. Бернстайн стоит над всеми межгосударственными конфликтами, которые, к сожалению, есть и будут. Он принадлежит всей планете.  

Николай Казанский  в оперетте «Кандид» выступает сразу в трех ролях (Панглосс, Рассказчик, Мартен): - Уже увертюра направлена на гротеск, невероятные приключения. Я не мог даже мечтать о такой работе на сцене Большого театра. Я счастлив!

Зрителей ждет необычный спектакль: можно смеяться и плакать одновременно. Можно наслаждаться музыкой, пением артистов и размышлять о превратностях судьбы, в которой счастье и несчастье неразрывно переплетены.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика