В год 100-летия трагической гибели царской семьи Новая Опера открыла сезон полуконцертной версией «Жизнь за царя» М.И. Глинки, широко известной как «Иван Сусанин». Для Евгения Ставинского его герой Иван Сусанин – собирательный образ, и это значит, что в какой бы дом в селе Домнино не постучали поляки, любой на месте Сусанина поступил бы так же. В опере его партия на сопротивление, довольно сложная во всех отношениях: ритмически, ансамблево и по объему. - «Иван Сусанин» не появлялся на сцене столичных театров 25 лет, -

отметил генеральный директор театра Дмитрий Сибирцев, - Но сегодня у нас есть певцы, которые могут успешно ее поднять. Настало такое время. Состав солистов звездный, лауреатский. Это – Евгений Ставинский (Иван Сусанин), Ирина Боженко (Антонида, его дочь), Юлия Меннибаева  (Ваня, приемный сын Сусанина), Алексей Татаринцев (жених Антониды), Михаил Первушин (русский воин).

Оперу «Иван Сусанин» от многих других отличает глубокое содержание, написанное немецким бароном Е. Розеном и В. Жуковским. На защиту Михаила Романова, который готовится на царство, встает Сусанин. Поляки хотят убить Романова и посадить царем на Москве королевича Владислава. Они требуют, чтобы  Сусанин отвел их к царю. Но тот ведет их в непроходимую глушь. Когда поляки осознают страшную правду, они жестоко расправляются с «проклятым москалем». В эпилоге, проникновенно написанном Жуковским, отчаянная скорбь переплетается с торжественным ликованием. Родственники Сусанина скорбят о нем, а народ славит молодого царя и Святую Русь.

По словам дирижера Андрея Лебедева, «Жизнь за царя» - русская опера, повлиявшая на итальянское и русское искусство. Как известно, Глинка учился у итальянских мастеров. Тем не менее, это опера с национальным видением и звучанием. Мы живем в XXI веке, и все время появляется что-то интересное, обогащающее восприятие. Например, книга «Елены Петрушевской «Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества», в которой глубоко рассмотрено влияние на его стиль итальянского искусства. С другой стороны, музыку, звучащую в увертюре оперы (тема Вани) разве можно назвать нерусской? - Есть ли купюры в опере? - Они есть, но они согласованы с Михаилом Ивановичем. Мы сократили то, что он позволял сократить. Эти места в партитуре помечены самим композитором, - ответил на вопрос маэстро Лебедев. Режиссер Алексей Вэйро был предельно лаконичен, сказав, что работа с материалом диктовала условия игры, когда мы начинали работу с художником Дарьей Синцовой, написавшей эскизы к опере. 

Большую русскую оперу на героический сюжет М.И. Глинка задумал в 1832 году. Историю крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения родины от врагов,  ему предложил В.А. Жуковский. Премьера состоялась 1836 году в петербургском Большом (Каменном театре). Первая московская постановка увидела свет только через 6 лет – в 1842 голу в Большом театре. Через 43 года в Частной опере Мамонтова Ивана Сусанина исполнил молодой Федор Шаляпин. Крушение монархии в России перекрасило оперу в пролетарские тона. К 100-летию премьеры оперы (1939) Сергей Городецкий вместе с М.А. Булгаковым убрали из либретто все связанное с монархией. В литературном отношении текст получился великолепным, но фактически на сцене шла уже другая опера. В 1989 году Большой театр возобновил «Жизнь за царя» с оригинальным либретто барона Розена.

Спектакль «Жизнь за царя» в Новой Опере оставляет впечатление чего-то грандиозного и торжественного. На сцене хор из 94 человек. Такое не часто встретишь. Всех участников этого дивного представления можно поздравить с успешной премьерой наступившего XXYIII сезона.

Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика