В Москве прошел XII Всемирный конгресс Международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA), в работе которого приняли участие представители 30 стран. В рамках этого масштабного события был проведен VI Московский международный фестиваль университетских и молодежных театров. Организатором фестиваля стал столичный театр МОСТ - правопреемник знаменитого Студенческого театра МГУ. В этом году фестиваль сделал акцент на трех актуальных направленияхтеатре невербальном, документальном и современном

 

"прочтении" классики. Помимо спектаклей, в программу вошли презентации театров, дискуссии, мастер-классы. 20 августа с журналистами встретились на пресс-конференции те, кто стоял у истоков значимого культурного явления.  Это прежде всего первый президент AITU-IUTA  Робер Жерме (Бельгия) и председатель Организационного комитета конгресса, директор театра МОСТ Ирина Большакова, по инициативе которой в 1990 году у нас в стране впервые прошел Международный фестиваль университетских театров. Сегодня МОСТ продолжает оказавшуюся столь плодотворной традицию.

Примечательно, что именно в этот день художественному руководителю театра Евгению Славутину исполнилось 70 лет. Ему адресовали множество поздравлений. В своем выступлении он отметил: "Университет - это то, что объединяет разные сферы знания, точные науки и гуманитарные. В итоге мы получили в качестве актеров универсально образованных людей. И название "МОСТ" в этом смысле символично". Стоит напомнить, что МОСТ - это студенческий театр, прошедший путь от университетского коллектива до профессионального (он получил статус государственного в 2000 году). На пресс-конференции выступили также избранный президент AITU-IUTA  (2018-2022) Вито Минойя (Италия), заместитель председателя Оргкомитета Анатолий Сафронихин и др.

 

Торжественная церемония открытия конгресса и фестиваля состоялась в Театральном центре "Вишневый сад". Был, что называется, аншлаг. Чтобы обозначить масштаб события, ведущие вечера попросили подняться со своего места по одному представителю каждого из пяти континентов.  Пятеро встали. Вот только в зале не оказалось посланца Антарктиды. Ведущие торжественно пообещали, что на следующем фестивале таковой объявится...

Это праздник молодых, остроумных, талантливых, дерзких. Для них мир – это, прежде всего, они сами и их ровесники во всех уголках земного шара. Их не разделяют многоязычие, взаимные претензии, политика. Они проживают самую прекрасную пору своей жизни и со всеми готовы поделиться дружелюбным и светлым мироощущением. В спектакле о Марине Цветаевой очень точно сказано: "Счастливый человек несет счастье". О спектакле "Остановись, прохожий!" (Русский молодежный театр "Inspire", Латвия/Огре, реж. Светлана Бара) чуть подробнее. Это своего рода реквием по великому русскому поэту. Судьба, как правило, не щадит поэтов, однако цветаевская по числу потерь и ударов - единична. Чем определяется в этой филигранно выверенной театральной работе все - пение и танец, стихи и автобиографическая проза, речь и молчание. Звучат всем знакомые строки: "Мне нравится, что вы больны не мной", "Я жажду сразу - всех дорог!", "Как много их упало в эту бездну", "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед". И включенное в канву повествования не очень известное, но, пожалуй, одно из самых мятежных и трагических стихотворений, начало и финал которого:  "Мимо страшной церкви Божьей мне идти... Так торопится от века мимо Бога -  к человеку человек".

 

Восемь спектаклей представили на суд зрителей участники фестиваля. Возможности невербального театра проиллюстрировали театр "Карман" из Кемерово ("Триптих" режиссера Юлии Луневой) и студия-театр "Манекен" из Челябинска ("Cafe" режиссера Юлии Малышевой). Документальность - основа сценического действия спектаклей "4 Любы. Оттепель" (театр МОСТ, реж. Георгий Долмазян ) и "Человек, перешедший реку" (Театр ДОКУМЕНТА, Беларусь /Минск, реж. Анна Сулима). Сегодняшний взгляд на литературную классику предъявляют и отстаивают создатели спектаклей "Ромео и Джульетта. Сонет бессмертной любви" (Театр-лаборатория "AlmaAlter". Болгария/София, реж. Николай Георгиев), "Как пришла любовь к Хуану Тамаду" (театр "Tanghalang Pilipino", Филиппины/Пасай, реж. Джонатан Тадиоан), "Сирано" (театр "МОСТ", Россия/Москва, реж. Евгений Славутин). Церемония закрытия конгресса и фестиваля состоялась в Деловом и культурном комплексе Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Ее вели режиссер-постановщик театра МОСТ Георгий Долмазян и руководитель фестивальной программы Марианна Лемешко.

Высокую оценку театральных работ и события в целом дал директор Международного института театра Тобиас Бьянконе. В них молодые актеры продемонстрировали не только сценические таланты, но и огромную самоотдачу. Что свидетельствует о таком базовом качестве, как уважение к профессии.

Президент AITU-IUTA Вито Минойа отметил: - Ваша страна отличается невероятно яркой историей театра ХХ века. Заложенные в течение этого столетия  традиции находят своих последователей во всем мире. И вот XXI век мы начинаем опять в России. Нам очень интересно как можно больше узнать о современном российском театре.

Рассказывая о реалиях современного итальянского театра, Вито Минойя отметил явно проявляющуюся нацеленность на социальные проблемы (в частности, нарабатывается опыт по обучению заключенных актерскому мастерству).

Следующий конгресс AITU-IUTA пройдет в 2020 году в Маниле (Филиппины).

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика