В Большом театре  первая премьера года – «Пиковая дама» Чайковского в постановке Римаса Туминаса, одного из самых успешных режиссеров, работающих в Москве. Это его второе обращение к Пушкину. Первое – «Евгений Онегин» в Театре Вахтангова, где он является художественный руководителем. Спектакль имеет колоссальный успех в России, Европе, Америке и Китае. О своей новой работе мэтр заявил: - Никакой концепции в моей постановке нет. Я бы хотел разодрать одежду на девушках, и чтобы они пустились в русский пляс. 

Ничего этого нет в спектакле. - Но есть женский хор, исполняющий песню на фривольный русский стих «Шуточное желание» Гавриила Державина: «Если б милые девицы так могли летать, как птицы. И садились на сучках. Я желал бы быть сучочком, Чтобы тысячам девочкам на моих сидеть ветвях. Пусть сидели бы и пели, Вили гнезда и свистели, Выводили и птенцов. Никогда б я не сгибался, Вечно ими любовался, Был счастливей все сучков» (прим. автора). - Я ненавижу, когда на сцене поцелуи. В моей постановке героиня движется влево– вправо и поет про любовь. По этому либретто можно играть пьесу. По другим нельзя, они – глупые. Эта опера про детство, из которого мы все вышли. Я не знаю, как наши дети выживут без нас. Сейчас время безверия. Герман с детства романтик. В нем живет Гете, Шиллер, Лессинг. Сколько поэтов ушли из жизни, так и не познав истину. До нее можно только дотронуться. Но жизнь обманчивая и небеса обманчивые

Замысел «Пиковой дамы» возник у Чайковского в 1889 году после знакомства с первыми картинами либретто, написанного его братом Модестом для композитора Н.Кленовского, который по каким-то причинам не довел работу до конца. Чайковский взялся сочинять музыку столь интенсивно, что вчерне опера была готова за 44 дня. В Большом театре «Пиковая дама» ставилась в 1918, 1922, 1931, 1944, 2015 гг. По словам Владимира Урина, генерального директора Большого театра, «Пиковая дама» - одна из тех великих опер, которая наверно в силу своей глубины, содержания, имеет возможность на десятки, сотни интерпретаций.

Над сценической версией оперы работала та же команда, что и два года назад над оперой «Катерина Измайлова»» Д. Шостаковича. Дирижер-постановщик – Туган Сохиев, Режиссер, хореограф-постановщик – Анжелика Холина, сценограф – Адомас Яцовскис, художник по костюмам – Мария Данилова. Следует отметить, что декорации спектакля предельно лаконичны. Сначала - темно-серый фон,  заставляющий акцентировать внимание на персонажах. Большое зеркало, увеличивающее объем сцены – впоследствиии. На протяжении всего спектакля  в стилизованно-русских костюмах танцовщики и хор подчеркивают происходящее или передают предчувствия того, что должно произойти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главные партии в «Пиковой даме»: Юсиф Эйвазов (Герман), Анна Нечаева (Лиза), Лариса Дядькова (графиня), а так же Геворг Акобян (Томский), Игорь Головатенко (Елецкий), Олеся Петрова (Полина), Елена Новак (гувернантка), Роман Муравицкий (Чекалинский), Иван Максимейко (Чаплицкий) и другие.

По мнению Р.Туминаса, главный герой оперы – Герман, который должен быть в центре внимания. Он несет в себе отпечаток многих одержимых различными страстями персонажей из произведений Гофмана, Вальтера Скотта, Томаса Манна. Германа приводит к гибели маниакальная  идея:  разбогатеть с помощью карт. Комбинация: тройка, семерка, туз - не получается. Главными персонажами можно назвать и типично русскую сентиментальную Лизу, и зловеще-загадочную, уже похожую на призрак восьмидесятилетнюю Графиню,

Юсиф Эйвазов, исполнитель главной роли, сказал: - Я не считаю своего героя параноиком, как любят его изображать. Герман не сумасшедший, поскольку знает, что хочет. Он должен получить три карты и выиграть состояние. И тогда наступит счастье. Германа приводит к гибели осознание провала.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика