Москва отметила 100-летие со дня рождения Андрея Гончарова (1918-2001) на трех площадках - в Театре им. Маяковского, Театре на Малой Бронной и ГИТИСе. Три адреса, неразрывно связанные с именем выдающегося режиссера и педагога. Его спектакли ("Дети Ванюшина", "Человек из Ламанчи", "Бег", "Леди Макбет Мценского уезда", "Трамвай "Желание" и др.) вызывали фурор. А сейчас стали легендами. Более тридцати лет творческой жизни Гончаров отдал Театру имени Владимира Маяковского. Театру повезло с историей. Она у него богатая.

 

                                                                                                        От Парадиза до Маяковки

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более тридцати лет творческой жизни Гончаров отдал Театру имени Владимира Маяковского.  Театру повезло с историей. Она у него богатая. О чем можно судить уже по количеству названий. Первое - "Парадиз" (но не от "рая", как подумает всякий образованный человек, а от фамилии его руководителя, антрепренера Георга Парадиза). Затем "Интернациональный" (именно здесь показывали свое искусство иностранные гастролеры, включая Элеонору Дузе и Сару Бернар). Далее по списку : Театр революционной сатиры (Теревсат), Театр революции (его возглавил в 1922 году Всеволод Мейерхольд), Московский театр драмы и, наконец, с 1954-го - театр имени Владимира Маяковского. А как вам такой замечательный факт? 1 мая 1899 года здесь была представлена "Чайка" в постановке Московского Художественного театра (разумеется, по договоренности с МХТ). В зале сидел единственный зритель - автор пьесы. Дело в том, что уже тяжело больной Чехов не смог приехать зимой в Москву из Ялты на премьеру, а вот в разгар весны все же посетил первопрестольную и увидел свое творение на сцене.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 января, в день рождения Гончарова, был показан спектакль "Девятьподесять" драматурга Саши Денисовой (режиссер - Никита Кобелев), поставленный в 2012 году к 90-летнему юбилею Маяковки. Но прежде чем он начался, зрителям предложили небольшую экскурсию. В пустом зале (основная сцена) они не сразу увидели человека, похожего на Антона Павловича. Бородка, шляпа, очки. Он коротко взглянул на присутствовавших: "Давайте начнем!" Изящно и чисто по-актерски...

Сама "документальная драма в гардеробе" за прошедшие пять с лишним лет нисколько не утратила новизны. В ней заняты в основном молодые артисты, она озорная, легкая и при этом очень информативная. Драматург писала пьесу на основе документальных источников, воспоминаний. Таким образом, то в формате "капустника", то через лирические монологи предстает многолетняя живая история театра. И ее титанов-режиссеров - Мейерхольда, Охлопкова, Гончарова. Таких, казалось бы, авторитарных и таких порой уязвимых. Андрея Гончарова иначе как человеком-вулканом не называют. Его "разборы полетов" означали колоссальное напряжение для всех участников. Вне работы он был светлым и душевным, говорит один из героев пьесы. "А на репетициях закручивал, завинчивал - и получался шедевр!"

                                                                                                        Такой роли уже не будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее об общении с мэтром рассказала на состоявшейся в тот же день встрече со зрителями народная артистка РСФСР Светлана Немоляева: - Мы с Сашей (муж актрисы Александр Лазарев - Л.Р.) влились в последнее поколение, которое взял к себе Охлопков . Когда пришел Гончаров, ему было пятьдесят, но он всем казался старше. Такой мудрец, провидец. По сравнению с Охлопковым это был противоположный художник. Все перевернул. Как будто завертелось гигантское колесо. Андрей Александрович был неистовым и в то же время ранимым человеком. Самое грустное, что обижал. Он не разговаривал, он кричал. И еще иногда интересовался: "Может, я тихо говорю? Почему меня никто не понимает?! " Очень многие актеры ушли. Мы с мужем тоже мучились, но остались. Любили театр беззаветно. Думаю, правильно сделали. Встреча с таким режиссером - счастье, несмотря ни на что. Ему я обязана самой главной своей ролью. Бланш Дюбуа в пьесе Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание". Я до того играла преимущественно девочек, а "женских" ролей не давали. Он во мне такой потенциал увидел. Репетиции были такими, что рабочие сцены отпаивали меня водой. Но успех спектакля оказался оглушительный. Надо сказать, публика приходила высокая с точки зрения внутреннего восприятия. Армен Джигарханян фантастически играл моего сценического антипода Стэнли Ковальского.

Мы были заняты в этом спектакле 24 года. Я столько времени в нем умирала на сцене. Сердце буквально на разрыв. Потом долго не могла дома прийти в себя. Саше доставалась все: мои нервы, мои слезы. Помню, после премьеры мы собрались в Домжуре, и Андрей Александрович сказал мне: "Света, самые страшные репетиции потом покажутся самыми замечательными. И у вас такой роли уже не будет". Так и оказалось...

Гончаров не доверял телевизионным версиям своих спектаклей и лучшие работы телевидению не отдавал. Считал, что на экране теряется ощущение живой связи со зрителем, меркнет впечатление. Это правда. И все же жаль, что разрешил снять на пленку лишь "Жизнь Клима Самгина" и "Кошку на раскаленной крыше". Очень не приветствовал, когда его актеры снимались в кино. "Вы себя тиражируете!" - упрекал он, если случайно кого-то видел на экране. Каких мне усилий стоило вырываться на съемки "Гаража". Помогло то, что Гончаров любил творчество Рязанова. Особенно ему нравился "Служебный роман".

                                                                                                      Под театральной люстрой


                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 


Вечером в театральном пространстве "Под люстрой" прошел концерт, составленный из музыкальных номеров, которые сопровождали действие в гончаровских спектаклях. Русские романсы, зарубежные хиты, военные песни представили вокально-одаренные артисты театра - Виталий Ленский, Мария Фортунатова, Ольга Прокофьева, Анатолий Лобоцкий, Зоя Кайдановская, Любовь Руденко, Иван Вихарев и др. В самом конце прозвучал шедевр Юрия Визбора, в котором столько достоинства перед лицом ухода. Лучшее, что можно было исполнить в память об Андрее Александровиче Гончарове:  "Если я заболею, к врачам обращаться не стану. Обращусь я к друзьям – не сочтите, что это в бреду: постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом. В изголовье поставьте упавшую с неба звезду… Не больничным от вас ухожу я, друзья, коридором, ухожу я, товарищи, Сказочным Млечным путем.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика