14 января в театре им. Моссовета на малой сцене "Под крышей" прошел премьерный спектакль "Васса" по пьесе Максима Горького. В приуроченной к 150-летию со дня его рождения постановке представлена сценическая версия театра, которая основана на двух версиях самого классика. И этот общий знаменатель определил особое качество театрального действа. В нем - все наиболее яркое и динамичное. И те мысли Горького, которые с нынешних позиций воспринимаются как современные, остроактуальные. 

                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако, как бы хорош ни был литературный первоисточник, спектакль не получился бы без талантливой работы постановщика (заслуженный артист России Сергей Виноградов) и актерского ансамбля. Сложно кого-то выделить, потому что работы по уровню профессионализма практически равноценны. Все как в жизни. Ведь не скажешь о ком-то: он играет лучше, а другой - хуже. Они просто живут.

И все-таки об образе, созданном народной артисткой России Валентиной Талызиной, стоит сказать подробнее. Она очеловечила один из самых жестких женских характеров в мировой литературе. Но сделала это в меру. За сдержанностью и сухостью интонаций - огромная душевная драма. Ее героиня знает, что такое грех, но грешит. Потому что интересы семейного дела здесь, на земле, представляются ей более значимыми, чем наказание на небе.

 

           

 

             

             

            - Я свою Вассу оправдала ... -

            сказала Валентина Талызина.

 

 

 

 

 

 

Васса по-христиански прощает находящегося на смертном одре мужа, его кутежи и разврат. И одновременно хладнокровно планирует убийство деверя, тоже кутилы и женолюба, Прохора Железнова (Александр Бобровский), покусившегося на совместный капитал. Не сильно переживает из-за умирающего на чужбине старшего сына Федора, откровенно презирает второго сына - жуликоватого Семена (Андрей Межулис ); жалеет, но на дух не переносит третьего - озлобленного калеку Павла (Юрий Черкасов). А любит чужую дочь, невестку Людмилу (Ирина Климова). И та в ней души не чает, все вспоминает, как вместе трудились в саду, "помогали земле в цветы рядиться".

И еще, наверное, любит внука Колю, которого родила ненавистная невестка-революционерка Рашель (Анна Гарнова). На него возлагаются все надежды. Кстати, мальчик на сцене так и не появляется. Это логично. Ведь он в этой истории скорее мираж. Зная, какую эпоху изображает Горький, легко предугадать горькую судьбу наследника богатого купеческого рода.

В одном из недавних интервью Валентина Илларионовна сказала: "Я свою Вассу оправдала... Моя героиня не умирает в финале (как в пьесе Горького - Л.Р.). К ней приходят с того света ее умершие люди. Васса напевает любимый романс мужа, а он ей подпевает". Финал, в самом деле, один из самых сильных моментов новой театральной работы. Романс "Отойди, не гляди" (большинство наверняка помнит эти строки: "Сердце ноет в груди, нету сил никаких...") исполняют все артисты, занятые в "Вассе". И он вдруг выходит за рамки классического жанра "любовных страданий". Здесь уже нечто другое: тоска по иной жизни, по утраченному милосердию и великому человеческому братству.

Лариса Ровнянская, фото Сергей Петров

Яндекс.Метрика