Балет «Страсти по Матфею» И.С. Баха в постановке хореографа и христианина Джона Ноймайера впервые показали на сцене Государственного концертного зала имени П.И. Чайковского. Премьера в Москве приурочена к празднованию 500-летия Реформации, давшей миру импульсы развития в самых разных областях. Но споры по поводу этого спектакля не утихают без малого уже три десятилетия со дня премьеры на сцене Гамбургской оперы. Примечательно, что в 1981 году Ноймайер исполнял  в собственном балете главную партию - Иисуса Христа.

                                         

 

– Я верю, танец – великое искусство и может отражать самые разные аспекты человеческой жизни: интеллект, чувственность, сексуальность, духовность, - сказал мэтр. - Мне не было страшно представить духовные идеи сквозь призму танца. Если бы меня спросили, какую работу считаю самой важной в своей жизни? Я бы ответил: «Страсти по Матфею» на музыку Баха.

                                                                                     Биография

Джон Ноймайер родился в 1939 году в городе Милуоки (США). Там же он получил первые уроки классического танца в колледже университета Маркетта. Параллельно учился в балетной школе в Чикаго, где осваивал технику танца модерн. Желая приобщиться к европейским исполнительским традициям, отправился шлифовать свое мастерство к знаменитой русской балерине Вере Волковой в Копенгаген. Потом обучался в лондонской Королевской балетной школе, после окончания которой, получил приглашении от Джона Крэнко стать солистом Штутгартского балета. Здесь он состоялся как танцовщик и создал свои первые хореографические работы. В 1969 году Ноймайер возглавил Франкфуртский балет. В 1973 году вместе с франкфуртской труппой отправился в Гамбург возрождать балет Гамбургской оперы. Уже через пять лет после прихода Ноймайера «к власти», он открыл школу, где по-прежнему обучаются будущие танцовщики Гамбургского балета. Под руководством Ноймайера Гамбургский балет завоевал репутацию одной из ведущих балетных компаний мира. Сегодня на счету Ноймайера более 100 поставленных балетов. Гамбургский балет многократно  бывал на гастролях в десятках стран мира и в том числе в СССР.

                                                                                      Поиски Бога

 

                                      

 

Оратория «Страсти по Матфею» И.С. Баха предназначалась для исполнения за лютеранским богослужением на страстной неделе. Как известно, к моменту ее сочинения задолго существовал перевод Библии Лютером на немецкий язык. И.С. Бах имел возможность читать Священное писание на родном языке, что для его работы было очень важно. Джон Ноймайер стремился воплотить в пластике танца не только полифоническую музыку Баха, но и сам текст библейского повествования. В результате спектакль олицетворяет его поиски Бога, диалог с Создателем. 

Для восприятия, анализа, оценки балета Джона Ноймайера необходимы знания Евангелия, музыки оратории «Страсти по Матфею». Хотя хореография потрясает абсолютно всех своей стройностью, пропорциональностью, новыми приёмами. Она органично вплетена в ткань гениального музыкального шедевра И.С. Баха. Труппа, без исключения, работает на износ, особенно исполнители Христа, Марии Магдалины, Святой Марии, Иуды, Иосифа Аримафейского.

В спектакле принимали участие: Государственный академический камерный оркестр России, Академический Большой хор «Мастера хорового пения» РГМЦ, Старший хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия». Дирижер Саймон Хьюитт. Солисты: Аня Цюгнер (сопрано), Беттина Ранх (меццо-сопрано), Тобиас Берндт (тенор), Маргин Платц (тенор), Тило Дальман (бас). Большй концертный орган: Александр Фисейский, орган-позитив: Даниэль Сальвадор (Испания), клавесин: Сергей Сироткин. Постановка в России осуществлена при поддержке Гете-инстиута и Посольства Федеративной Республики Германии в Москве.

Давид Файнгор

Яндекс.Метрика