- Недостойно умирать здоровым, надо работать. Я работаю, могу не спать несколько ночей, - первые слова, которые произнес знаменитый польский режиссер, человек мира Кшиштоф Занусси на встрече с журналистами в МИА «Россия сегодня». За свою жизнь он снял 85 фильмов, выпуская 1-2 фильма в год. Кроме того, Кшиштофф Занусси еще и сценарист, продюсер. Лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» (фильм «Год спокойного солнца», 1984), обладатель множества международных и национальных наград.

                          

- Ваши впечатления о сегодняшней России?

- Сейчас я приехал из Новгорода. Этот город сыграл важную роль в моей жизни. Впервые я туда приехал в 1969 году, попав академический городок, увидел Россию времен Чехова. Я заметил, что там живут интеллигентные люди, которые читают книги и на встречах, к удивлению, задают довольно серьезные вопросы. Я был также в Екатеринбурге, в Центре Ельцина, где увидел много интересного.

- Какова роль художника в современном мире?

- Не знаю, трудно сказать. Может быть, вся моя жизнь какая-то мелочь. Мы считаем  удавшейся жизнью, если, например, человек написал книгу, а на самом деле, вполне возможно, это ничего не  значит. Существует легенда, что на том свете апостол Петр, просматривая жизнь новопреставленного, обратил внимание на позитивный, с его точки зрения, эпизод: однажды этот человек просто передал чашечку кофе для соседа… Лучше считать, что это – тайна. Многие века люди жили в детерминистическом мире,  где все происходящее, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределялось либо судьбой, либо богами или Богом. У человека не было личной ответственности, свободы, только точно заданное возможное будущее. Развитие науки вернуло нам тайну, рационализм остался, а детерминизм ушел.

- Пан Занусси, в вашей стране католическая церковь вмешивается в творчество художников?

- Нет, никогда. У нас церковь спонсирует некоторые фильмы. При этом никакого  административного влияния  она не имеет.

- Лучший город Польши?

- До второй мировой войны главным городом Польши был Львов. Сегодня Вроцлав - самый не коррумпированный город. Но мещанский Краков я обожаю. Его официальное название – столичный королевский город. Здесь короновались польские короли. Краков богат историческими памятниками, один из крупнейших научных, культурных, экономических центров Польши. И просто очень красивый город.

- Расскажите, пожалуйста, о своем новом фильме «Эфир».

- «Эфир» я снимал в Украине. Это фильм-притча, история до первой мировой войны: в австрийской крепости военный врач путем эксперимента над  живыми людьми пытается раскрыть тайну жизни и смерти. Здесь есть намек на миф о Фаусте. Миф, который сегодня трудно передать, потому что люди не верят в существование души. Они в психику верят, но психику продать дьяволу невозможно, он не покупает ее. А душа – это уже другое пространство. Кроме того, существовало мнение, что во  вселенной нет пустоты, она заполнена эфиром, который может лишить человека свободы

- Как вы относитесь к  творчеству российского режиссера Андрея Звягинцева?

- Звягинцев – великий, талантливый и держит себя очень скромно. Его картина «Нелюбовь» была на Каннском фестивале самой богатой. «Левиафан», «Елена» - первоклассные фильмы. Их объединяет рассказ о зле, которое есть в нашей жизни. Для меня зло присутствует в реальности. Если есть зло,  значит, мы люди, иначе мы были бы животными. Когда человек в тюрьме, то у него есть выбор: о чем думать, как себя вести. Хотя я сам смотрю на насилие с трудом. Но готовы ли мы за что-то умереть? Если нет, то мы рабы. Мы должны уметь защищать наши ценности.

- Каким вы видите будущее мира?

- Меня радует, что гораздо меньше людей в мире голодает. Но беспокоит движение народов из Африки. Они смотрят в телефонах видео и мечтают переехать в Европу. Думаю, что это будет катастрофой для нас. Их остановить – значит, помочь наладить им жизнь, построить гидростанции. Но тогда зарплаты европейцев уменьшатся. Богатый мир не хочет идти на такие жертвы.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика