Театр Маяковского открыл юбилейный 95-й сезон на Малой сцене премьерой спектакля «Блажь» А. Островского и П. Невежина. История создания этой пьесы необычна:  Петр Невежин, считавший своим заочным учителем Островского, написал три пьесы в стиле классика, но они были забракованы цензурой. Тогда он, набравшись смелости, обратился за помощью к Островскому, которому понравилась одна из них.  И тот согласился ее переработать. Таким образом появилась комедия «Блажь», впоследствии напечатанная в "Отечественных записках" Щедрина.

В основе сюжета пьесы «Блажь», поставленной Юрием Йоффе, лежит вечная тема  - тема любви, которую вероятно мечтает встретить  в юности каждая девушка. Но, увы, иногда  она проходит стороной, иногда является в зрелом возрасте. Так случилось с помещицей-вдовой Серафимой Сарытовой (заслуженная артистка России Татьяна Аугшкап), безоглядно влюбившейся в молодого расчетливого управляющего ее имением Степана Баркалова (Михаил Кремер). Герой-любовник параллельно заводит роман с молоденькой горничной и обещает ей красивую жизнь после побега с украденными вещами и деньгами хозяйки дома. Невежин и Островский в духе обычаев той эпохи показали, как чувства зрелой женщины возобладали над здравым смыслом. Но, главное, что считалось нормой до недавнего времени, по неписаному закону на взаимную любовь с неогракниченной разницей в возрасте имели право лишь мужчины. Они, представители так называемого сильного пола, были хозяевами жизни во всех отношениях. Как ни странно, эта пьеса Островского и Невежина вызвала недоброжелательную реакцию со стороны дирекции императорских театров, поскольку воспринималась публикой слишком мрачной и критичной по отношению к дворянскому классу. В 1881 году она была снята с репертуара и никогда не возобновлялась. Но в провинциальных театрах удержалась вплоть до 1917 года.

«Блажь» в постановке Юрия Йоффе не случайно открывает сезон. Дело в том, что он являлся одним из самых ближайших соратников Андрея Александровича Гончарова, которому 15 января 2018 года  исполняется 100 лет. Театр Маяковского совместно с Государственным институтом театрального искусства отметит юбилей этого  великого режиссера и педагога. Долгие годы А.А. Гончаров возглавлял кафедру режиссуры в ГИТИСе. За 40 лет  он подготовил сотни режиссеров и актеров едва ли не во все театры страны, а также в Литве, Казахстане, Туркмении,  Польше, Китае, на Кубе… Среди его учеников выдающиеся мастера своего дела – П.Фоменко, Н.Некрошюс, С. Голомазов, Е. Каменькович…

15 января в течение всего дня будут проходить встречи, мастер-классы, круглые столы с участием тех, кто был знаком с творчеством, учился у А. А.Гончарова.  Основная сцена Театра Маяковского станет открытым кинозалом, где у всех желающих будет возможность познакомиться и приобщиться к творчеству этой масштабной личности.

29 октября – 95-летие Театра Маяковского. За эти годы театром руководили: Всеволод Мейерхольд, Николай Охлопков, Андрей Гончаров. Сейчас художественным руководителем театра является Миндаугас Карбаускис. По его словам, в день юбилея планируется устроить домашний камерный праздник, который по традиции объединит все службы театра.

Одним из самых  ярких событий сезона станет премьера мэтра отечественной сцены Леонида Хейфица «Пигмалион» Б.Шоу 8,9 декабря на Основной сцене. В главных ролях – Игорь Костолевкий, Дмитрий Прокофьев и Наталья Палагушкина.

В начале февраля на Сцене на Сретенке режиссер Никита Кобедев поставит спектакль по пьесе австрийского драматурга Эдена фон Хорвата «Сказки венского леса». В ролях: Вячеслав Ковалев, Юлия Силаева. Сергей Рубеко, Игорь Марычев. Майя Полянская, Александра Равенских и др.

Завершающей премьерой сезона станет работа молодого режиссера Анатолия Шульева. На Основной сцене Маяковки в апреле он поставит комедию Мольера «Дон Жуан».

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика