С 22 по 29 июня в столице проходил 39-й Московский международный кинофестиваль. Помимо конкурсной была предложена и насыщенная внеконкурсная программа (специальные показы, "Спектр", "Время женщин", "Русский след", "Фильмы, которых здесь не было", "Эйфория окраины", "Ночи страха" и др.). Председателем жюри стал известный иранский режиссер Реза Миркарими, получивший на 38-м ММКФ "Золотого святого Георгия" за фильм "Дочь". Всего представлено более 500 киноработ.

Масштабный киносмотр начался с индийской историко-приключенческой картины о принце Шевуду "Бахубали. Завершение"(реж. С.Раджамоули). Подарок тем, кто любит ничем не разбавленный наив фольклора, буйство красок, обилие хореографии. Немало киноманов были слегка удивлены выбором такого формата в качестве фильма открытия. Косвенный ответ содержится в словах президента ММКФ Никиты Михалкова: "Вынужденно или нет, но мир разворачивается в сторону Востока. Хочется говорить об индийской, японской, китайской культуре". Стоит сказать и о бангладешско-индийской картине "Утопленник" (реж. Мостафа Сарвар Фаруки). В отличие от вышеупомянутого сказочного эпоса здесь затронута тема сугубо реалистичная. Респектабельный отец семейства и к тому же  медийная персона влюбляется в подругу дочери... Итак, об индийском кино немного поговорили. Китайцы  обогатили конкурс решенной в черно-белой стилистике социальной драмой "Хохлатый ибис" (реж. Лян Цяо). В центре повествования - загрязнение окружающей среды, но по большому счету речь идет об экологии духа. Японцы привезли "Апрельский сон длиной в три года" (реж. Рютаро Накагава) с его хрустальной интонацией и неторопливой драматургией.

Правомерность самосуда анализируется в датской "Преисподней" (реж. Фенар Ахмад). Проблемы взросления - в аргентинской "Симфонии для Аны" (реж. Эрнесто Ардито и Вирна Молина). Внутренние столкновения в среде нелегальной иммиграции - в турецкой "Желтой жаре" (реж. Фикрет Рейхан). Из российских полнометражных художественных фильмов в конкурс попали "Карп отмороженный" (реж. Владимир Котт), " Мешок без дна" (реж. Рустам Хамдамов) и "Купи меня" (реж. Вадим Перельман). Смешной, но больше грустной комедии "Карп отмороженный" достался Приз зрительских симпатий. Бывшей учительнице, обитающей в маленьком городке, катастрофически не хватает внимания сына, человека крайне занятого собственными делами. И вот пенсионерка получает в подарок карпа, который преображает ее существование. Главный плюс картины - актерское трио высочайшей пробы: Марина Неелова, Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов.

Спецпризом жюри 39-го ММКФ отмечен "Мешок без дна". Фильм снят по мотивам новеллы Рюноскэ Акатугавы "В чаще". Действие, разворачивающееся в эпоху правления Александра II, сконцентрировано на давнем преступлении - мистическом убийстве цесаревича.

"Купи меня"не попало в фокус повышенного внимания критики, однако зрительский успех, думается, ей гарантирован.  История о трех проститутках, две из которых - провинциалки, убежавшие в столицу от общей безнадеги, а одна - вполне обеспеченная  москвичка, студентка филфака, получившая грант на изучение парижских архивов. Но город мечты Катя меняет на вояж в Арабские Эмираты, а затем на съемную квартиру на московской окраине. Жесткость и откровенность некоторых сцен не самоцель, но своего рода маячки на пути в никуда.  Возникают ассоциации с "Дневной красавицей" Луиса Бунюэля. Скромная буржуазка (Катрин Денев) ударно трудится  в публичном доме, пока доверчивый муж находится на службе. В обоих фильмах исследуется феномен темных инстинктов и предпосылок к пороку,порой никак не связанных с социальным статусом.

Фильмом закрытия  стало "Роковое искушение" одного из самых неординарных современных режиссеров Софии Копполы. Середина позапрошлого века, гражданская война в Штатах. Юг страны. Несколько воспитанниц и и две воспитательницы закрытого пансиона подбирают в лесу раненого солдата. Он северянин, а значит, враг по определению. Но они самоотверженно выхаживают его. И все бы хорошо для всех закончилось, если бы не банальная женская ревность. Она обесценивает акт христианского милосердия и обрушивает хрупкое равновесие в этом замкнутом мирке. В данном конкретном случае оказывается, что от абсолютного добра до абсолютного зла один шаг. Как, впрочем, и от любви до ненависти. В "Роковом искушении" играют звезды первой величины - Колин Фаррелли Николь Кидман.

Особое признание в Москве получили итальянцы, хорошо знакомые еще советскому зрителю. На церемонии  открытия 39-го ММКФ приз "За выдающийся вклад в мировой кинематограф" был вручен Франко Неро, сыгравшему главную роль в "Красных колоколах" Сергея Бондарчука.  А на закрытии Микеле Плачидо (неотразимый комиссар Каттани в "Спруте") получил приз с длинным названием "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С.Станиславского". И, наконец, главные итоги московского кинофестиваля. Лучшим короткометражным фильмом признана норвежская "Скорая помощь" (реж. Себастиан Торнгрен Вартин). Лучший фильм конкурса документального кино  -  французско-швейцарская "Опера" (реж.Жан-Стефан Брон). Приз за лучшую режиссуру увезет на родину автор "Желтой жары" Фикрет Рейхан. А заветная статуэтка "Золотого святого Георгия" улетит в Китай. Она вручена режиссеру Лян Цяо, снявшему "Хохлатого ибиса". Председатель жюри Реза Миркарими подчеркнул, что этот фильм признан лучшим за "кинематографическую ценность и человечность".

Лариса Ровнянская

Яндекс.Метрика