У композитора Александра Журбина очередная премьера на театральной площадке Москвы. На этот раз  он выступил в качестве композитора и либреттиста (совместно с Алексеем Левшиным) в опере «Метаморфозы любви», состоящей из трех опер  - «Ульрика, или верность», «Альма, или измена», «Луиза, или эротика». Триптих был воплощен на малой сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Сам мэтр о своем детище заявил, что оперный триптих родился из литературно-музыкальных мотивов, которые, он пронес через всю жизнь

С первой минуты исторического действа зритель погружается в перипетии отношений великого Гете и молоденькой девушки Ульрьки. Между ними разница 55 лет. Поэт безумно  влюблен в чем признается Эккерману, а дева смущена, удивлена и польщена вниманием гения. Она не знает, что ответить  на предложение Гете стать его женой. Делится с матерью, и та категорично отказывает  в благословении. Они расстаются навсегда. Вскоре Гете умирает, а Ульрика проживет 95 лет и будет всегда верна поэту. Его нет в этом мире, но он живет в ее  мыслях, чувствах, сновидениях. Александр Журбин пишет: «Благодаря этой любви Гете создал великие стихи». Артисты Дарья Терехова (Ульрика), лауреат международных конкурсов и Евгений Поликанин (Гете), народный артист России, образовали красивый дуэт, который слушается с неослабевающим вниманием.

 

Вторая пара – Альма и Малер, их роли ярко исполняют Инна Ключко и Андрей Батуркин, заслуженный артист России. Третий персонаж –  художник  Оскар Кокошко (Чингис Аюшеев, заслуженный артист России), который является одновременно  любовником и обвинителем Альмы. Обе мужские партии полны драматизма. А  партия Альмы –  то кокетлива и насмешлива в сцене с Оскаром Кокошко, то притворна в диалоге с умирающим Малером. Альма -  типичная  Молль Флендерс из одноименного романа Даниэля Дефо. Обворожительная, искусная в любви особа, без угрызений меняющая мужчин. Как перчатки, когда их носили и зимой, и летом.  Александр Журбин высказался о ней весьма негативно, «Альма всегда меня раздражала. После долгих размышлений я пришел к выводу, что именно она была причиной ранней смерти великого композитора». Может быть, но это был выбор Малера. Альма и до него знала мужчин, была опытна в любви. Александр фон Цемлинский (Илья Павлов, лауреат международных конкурсов), учитель и соблазнитель Альмы на заре ее юности. «О, как вы к женщинам жестоки за их приверженность к грехам!.. Но неужель неясно вам, откуда женские пороки?», - написала несколько веков назад испанская поэтесса-монахиня Хуана Инес де ла Круз. Кроме того, миллионы мужчин вытирают ноги о своих женах,  и лишь единицы  из женщин делают тоже самое. Любвеобильных представителей мужского пола награждают лестными эпитетами: Дон Жуан, дамский угодник, ловелас или бабник, что звучит гордо. В отношении женщин, напротив, одни оскорбления.

 

Третий сюжет – Лу (Мария Макеева, лауреат Международного конкурса), Зигмунд Фрейд (Валерий Микицкий), Райнер Мария Рильке (Кирилл Золочевский, лауреат Международных конкурсов), Фридрих Ницше (Дмитрий Кондратков, лауреат Международного конкурса), Пауль Ре (Петр Соколов, лауреат Международных конкурсов). Лу Андреас-Саломе  была музой всех вышеупомянутых мужчин. Ее Александр Журбин наградил эпитетом – «удивительная». Хотя она одновременно имела роман с Ницше и его другом Паулем Ре.   Оба хотели на ней жениться. Лу, в отличие от Альмы, была интеллектуалкой  и обладала даром провидения. Например, Ницше она предсказала славу, душевную болезнь и смерть. Ее исполнительница, Мария Макеева, органично выглядела в этой роли. В эпилоге прозвучали строки из книги Луизы Саломе "Эротика". И появилось солнце.

 

Нельзя не отметить костюмы и сценографию Татьяны Миткалевой. Они точно передают  стиль и дух  ушедших времен, но  выполнены при помощи новейших технологий. Музыка Журбина звучала  приглушенно, как оправа для голосов артистов, подчеркивая их разнообразные эмоции. В целом  опера «Метаморфозы любви» получилась насыщенной, содержательной, что не всегда можно встретить в этом жанре, где, конечно же, главное – музыка.

Светлана Телятникова-Никабадзе,  фото Олег Черноус

Яндекс.Метрика