Фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь" получил на юбилейном 70-м Каннском кинофестивале  Приз жюри. После премьеры во Дворце фестивалей зал устроил десятиминутную овацию. Звягинцев стал уже классиком мирового уровня. И при этом полное отсутствие "звездности", одновременно сдержанность и открытость в общении. На пресс-конференции в столичном Four Seasons Hotel Moscow выдающийся режиссер поделился мыслями о новой работе. Но вначале о сюжете (авторы сценария - Олег Негин и Андрей Звягинцев).

Разводятся еще молодые супруги - Борис (Алексей Розин) и Женя (Марьяна Спивак). Им за тридцать, есть 12-летний сын Алеша, до которого никому нет дела. Между взрослыми воздвигнута железобетонная стена ненависти. А на стороне у каждого все налажено. У героя глубоко беременная подруга. Молоденькая, наивная и не шибко умная. Друг героини, напротив, человек продвинутый, порядочный и весьма обеспеченный. В итоге мальчик сбегает из дома, начинаются поиски...

"Нелюбовь" здесь не просто обесточивающее чувство, но некая метафизическая субстанция, заполняющая все пространство. Так что становится трудно дышать. Не хватает воздуха, потому что нет любви. Той самой, что, по словам апостола Павла, "долготерпит, милосердствует... не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла".

Квинтэссенцию зла представляет в первую очередь мать Жени (Наталья Потапова), никогда не сказавшая дочери ласкового слова. Сталин в юбке, как именует ее зять. Такая квазиверующая, чередующая обращения к Богу с ненормативной лексикой (с экрана, правда, она не транслируется, но легко угадывается).

Мы знакомимся с Алешей в первом же кадре. Когда после школы он тянет время, чтобы подольше не возвращаться домой. Даже в очень хороших фильмах дети играют не слишком убедительно. Матвей Новиков относится к исключениям. Это настоящий артист. Сцена, когда мальчик, подслушавший разговор родителей (они решают сплавить сына в интернат), бьется в беззвучном плаче, вызывает внутренний озноб.

С одной стороны, это история универсальная. В любой точке земного шара найдется множество таких несчастливых, ожесточенных пар и детей - жертв ситуации. С другой - это наша страна на конкретном отрезке. Примечательно, что радио и телеэкран создают красноречивый звуковой и визуальный фон, а заодно и образ времени. "Дом 2", гламурные девушки в их неустанных заботах о красоте тела и лица, Станислав Кучер о конце света, Дмитрий Киселев об Украине. Продюсер Александр Роднянский пишет: "За реалиями современной России зритель должен почувствовать наличие большой метафоры - образа страны, запутавшейся в подлинном и мнимом, стоящей на краю моральной пропасти".

В пропасть не дают упасть, в частности, такие люди, как волонтеры. Наверное, впервые в отечественном художественном кино они показаны крупным планом. Не случайно полицейский с порога предлагает родителям обратиться именно в поисково-спасательный отряд "Вера", где работают  "круглосуточно, бесплатно, без бюрократии и профессионально". Прочесывают леса, обследуют стройки и заброшенные здания, сопровождают в морги на опознание. Прообразом "Веры" стал реально существующий в России ПСО "Лиза Аллерт". Кто-то образно сказал, что у нас ежемесячно пропадает "Боинг". В пересчете на количество людей. В том же 2016 году в "Лизу Алерт" обратились 6000 заявителей с просьбой найти близких. И почти в 90 % поиски увенчались успехом...

Финал, естественно, не банальный. Подспудные надежды на примирение супругов под влиянием общей беды не оправдываются. Шок, пережитый ими, не переплавляется во что-то позитивное, от себя они не убежали, новых спутников жизни счастливыми не сделали. На пресс-конференции Андрей Звягинцев сказал: - Не имеет значения, что произошло в конце с героями. Главное, что произойдет со зрителем. Фильм сделан для того, чтобы он пришел домой и крепко обнял своих детей.

В унисон этому пожеланию Марьяна Спивак рассказала:- После показа "Нелюбви" на Каннском фестивале ко мне подошли, поздравили и пригласили нас с мужем на вечеринку, чтобы отметить событие. Мы вышли на улицу, позвонили сыну, который остался в Москве с бабушкой и дедушкой. И вдруг поняли, что не пойдем ни на какую вечеринку. Шли и ныли, как хочется поскорее увидеть сына.

Фильм выходит на экраны 1 июня 2017 года

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика