В ММПЦ МИА "Россия сегодня" состоялся пресс-показ мелодрамы "О любви" известного режиссера Владимира Бортко  (среди его работ - "Идиот", "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита", "Тарас Бульба"). На этот раз в объективе внимания современность. История семьи, попавшей в тупик ипотечной задолженности. Красавица-жена знакомится с банкиром, от которого зависит отсрочка. Эта встреча перекраивает ее жизнь. Характерно, что фильм начинается с нанизывания примет унизительной, по восприятию, отчаянной бедности.

 

 

Сначала молодой женщине не хватает в магазине денег на продукты, затем ее видавшее виды пальто обдает грязью проезжающая мимо дорогая машина, дома происходит неприятнейший разговор по поводу просроченной ипотечной выплаты. Впечатление, что таким образом авторы дают понять:  Нина (Анна Чиповская) всеми силами будет стремиться к богатству. Вскоре станет ясно: она стремится к любви. Не то чтобы ищет ее (вот он, порядочный муж, совсем рядом), но подспудно ждет .

 

 

 

Эта в чем-то еще не повзрослевшая девочка явно воспитывалась на хорошей литературе. С которой можно провести не одну параллель. С "Анной Карениной", например. Владимир Бортко (он здесь еще и сценарист) считает, что ключевая аналогия содержится в знаменитом 

эпиграфе "Мне отмщение, и Аз воздам". Можно вспомнить и "Даму собачкой". У Чехова так вообще есть одноименный рассказ  - "О любви" (правда, названием сходство исчерпывается). Ни чеховских интонаций, ни его иронии и нежности в этой довольно жесткой киноистории мы не найдем. Режиссер аппелирует скорее к Норе из ибсеновского "Кукольного дома", которая не смогла жить во лжи.

В этой мелодраме есть несколько откровенных эротических сцен, визуально решенных в роденовской манере: переплетение тел, жемчужный колорит, прихотливая вязь предметного мира. Зрители старшего поколения, выросшие на почти стерильном в данном отношении советском кино, видимо, решат, что это лишнее для развития сюжета. Молодые наверняка будут другого мнения. Тем не менее, продюсер и оператор Елена Иванова сочла необходимым уточнить:

- Это должен был быть не просто секс, а любовь. Уж очень тонка грань между физическим действием и искусством.

Нина влюбляется. И лишь по этой причине бросает мужа, ученого-китаиста Александра (Алексей Чадов), и становится содержанкой. Сергей Андреевич (Дмитрий Певцов) -  "новый русский". Действие происходит в Санкт-Петербурге в 2004 году, когда это определение было еще в ходу.  Далеко не циник, но вполне себе обыкновенный прагматичный человек. Александр  - типичный гуманитарий, самолюбивый, ранимый, хотя и старательно имитирующий бытовой мачизм. Его попытки убить жену, которую, кстати, на самом деле любит, превращаются в фарс. До героини с ее искренностью и пылкостью оба элементарно не дотягивают. Впрочем, заданный ею накал чувств мало кому по силам.

 

- Мне хотелось рассказать о женском характере, - сказал на пресс-конференции Владимир Бортко. - Женщине очень непросто жить в окружении слабых мужчин.

Есть в фильме, кроме того, который талантливо воплощен на экране Анной Чиповской, и другой женский характер. В нем звучит негромкая питерская нота. Тамара, жена Сергея в исполнении Марии Мироновой. Все видит, все понимает - и никаких истерик и битья посуды.

-Это определенная степень мудрости, - говорит актриса. - Моя героиня отпускает мужа, от которого другая женщина ждет ребенка,  и находит в себе силы оставить дверь открытой, сохранить хорошие отношения.

Собственно, и жена, и любовница ждали от своего мужчины одного  - честности. А его по большому счету все устраивало: "Я не хочу ничего менять" Сергей, по сути, выразил точку зрения большинства мужей, годами имеющих на стороне роман. Если только сама супруга, вконец уставшая от двусмысленности ситуации, укажет ему на дверь, то тогда, конечно... Я ухожу, но учти: это ты так решила! Открывая другую дверь, гордо сообщит: я пришел, я так решил!

Подобную хрестоматийную ситуацию блестяще обрисовал  в "Осеннем марафоне" Георгий Данелия.  Хотя там безвольный и добрый  Бузыкин  просто боялся обидеть любую из двух женщин. Герой нашего времени никого не боится обидеть, просто избегает кардинальных перемен. Тем более что в отличие от своего предшественника Бузыкина из далеких семидесятых он, хозяин жизни, может сказочно обеспечить обеих.

А вообще, дело не только в инертности. Главное - что настоящих чувств к Нине он так и не обрел. В конце фильма она мужественно констатирует: "Он меня не любит". В итоге наступила расплата, то самое "Мне отмщение..."  За фасадом прекрасно устроенной жизни - полное опустошение. Приобретено все, потеря одна - живая душа. 

Фильм выходит на экраны с 23 марта

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе 

Яндекс.Метрика