16 февраля в Большом театре во время премьерных показов оперы Вайнберга «Идиот» открывается Международный форум «Мечислав Вайнберг» (1919-1996). Организаторы: Большой театр, газета «Музыкальное обозрение». В ходе форума пройдут творческие встречи с Дэвидом Паунтни, английским режиссером, пропагандистом творчества Вайнберга, Зофьей Посмыш, 93-летенй узницнй Освенцима, автором повести «Пассажирка из каюты 45», вдовой Вайнберга Ольгой Рахальской, дочерью Анной и Сергеем Медведевым, либреттистом многих его опер.
Вот некоторые выступления организаторов предстоящего форума.
- Вайнберг – важная фигура ХХ века, - отметил Александр Ласковский, председатель Института Адама Мицкевича в Варшаве. – Композитор родился в Варшаве, еврейской семье уроженцев юго-восточной части Российской империи, которые переехали в Польшу. Любовь к Польше он сохранил на всю жизнь, о чем свидетельствуют его вокальные произведения на стихи Адама Мицкевича, Юлиана Тувима и других польских поэтов. Вайнберг носил польское имя «Мечислав», хотя известно, что в метрике был записан, как «Моисей».
- Сегодня ставятся и идут оперы Вайнберга: «Пассажирка» - в Брегенце, Варшаве, Лидсе, Франкфурте, Нью-Йорке, Чикаго… всего в 11 городах мира. «Портрет» и «Идиот» - в различных театрах Европы, - продолжил Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение». Интерес публики к личности и творчеству Вайнберга связаны со многими обстоятельствами. Это и выдающийся талант художника, творца. И драматические перипетии его биографии. Родители и сестра Вайнберга погибли в концлагере. И актуальность «вечных» тем его творчества: война, Холокост, национальный вопрос, протест против фашизма и тоталитаризма. Наконец, музыку Вайнберга отличает смешение польской, еврейской, румыно-молдавской, а так же советской, немецкой эстетики.
Владимир Урин, генеральный директор Большого театра, рассказал о том, что в планах театра давно фигурировала опера «Идиот» Вайнберга. – Мы задумывали премьеру, а рядом осуществились постановки «Пассажирки» Вайнберга в Екатеринбурге и Москве (Новая опера). Таким образом, ситуация стала обрастать подробностями. И тут хочется поблагодарить за участие посольство Израиля в РФ. Если говорить о предстоящей премьере, то хочется подчеркнуть, что «Идиот» в нашем театре и Мариинском - это два разных произведения. Мы вместе находимся в поиске, современная опера медленно, с большим трудом, ищет свой путь к зрителю.
Потом к журналистам вышли участники постановки оперы «Идиот» М.Вайнберга.
Михаил Клауз, музыкальный руководитель Оркестра Польского радио, дирижер оперы "Идиот", как и накануне премьеры «Дрн Паскуале» Г. Доницетти, поставленной в прошлом году, сказал: - У нас нет первого и второго состава, они оба равнозначные, оба первые. Советую, у кого есть возможность, послушать оба состава. Я потрясен идеями Вайнберга. То, что он сделал с романом Достоевского – это прекрасно. Рад, что мне посчастливилось в очередной раз работать в Большом театре.
Для режиссера Евгения Арье, основателя израильского театра «Гешер», «Идиот» - первая оперная постановка в жизни. – У меня нет музыкального образования. Не скрою, что сначала музыка Вайнберга меня испугала - поделился он. – Постепенно привык, и теперь она звучит во мне. Думаю, что для композитора текст Достоевского был очень важен. Я бы даже с удовольствием вернулся в драматическую сферу, поставил «Идиота» в своем театре.
Богдан Волков, исполняющий князя Мышкина, трепетно относится к каждой детали в создании образа. Он для него - человек с душой ребенка и мудростью монаха. – Я каждый день просыпался и летел на репетицию. Однажды пришел, и никого нет. Постоял и пошел домой. Оказалось, был выходной день. Мне нравится Мышкин в исполнении Евгения Миронова. Работать над этим образом было очень интересно. Насколько все получилось, судить зрителям.
Все певцы говорили о музыке Вайнберга, как очень сложной, буквально на разрыв. В ней размышления об адских злодеяниях и нестерпимой боли, о потерянной гармонии рая и красоте, которая спасет мир.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора