Сцена на Сретенке Театра имени Владимира Маяковского представляет премьеру "Изгнание". Трагикомедия знакомит нас с несколькими литовцами, попытавшимися обосноваться в Лондоне. Это и хроника путешествия в физическом и духовном смысле. Автор пьесы, драматург Марюс Ивашкявичус, немало времени провел на окраинах респектабельной столицы. Ему важно было увидеть жизнь эмигрантов своими глазами.- У этих людей есть такое странное чувство, будто они ментально находятся где-то в воздухе: ушли из своего общества и, возвращаясь в Литву, не знают правил этой страны. 

Но в то же время и в Лондоне оказались чужими. Так и остаются где-то "между". Можно назвать это поколение "потерянным". Все делается для детей, потому что собственная жизнь уже не состоялась...

Я встречался с соотечественниками, проживающими в центре Лондона, в первой зоне. Но они не показались мне интересными. Настоящие драмы происходят там, в низах, с обитателями шестой зоны. Впрочем, рассказ не только про литовцев, проблемы универсальны для всех, кто пытается изменить себя и внедриться в чужой мир.

Именно такую задачу поставил перед собой Бен Иванов (сын литовца и русской), который провел на чужбине 12 лет. В конце 90-х лучший выпускник полицейской академии был внедрен в ряды местной мафии, его вычислили, и начальство решило избавиться от засвеченного сотрудника самым радикальным способом. За границей борца с организованной преступностью должны были ликвидировать. Но он выжил, стал сильнее и умнее, не потерял себя.

Когда на пресс-конференции исполнителя этой роли Вячеслава Ковалева попросили охарактеризовать Бена, актер не пожалел эпитетов: "Он чистый, агрессивный, любящий, брутальный, честный. Человек, который не сдается".

Поразительно, а может, наоборот, вполне закономерно, что лучшим другом Бена в Лондоне стал Фредди Меркьюри... уже умерший. Легендарный певец наполнил его убогое существование мистическим чувством причастности к музыке, к каким-то высотам сознания, преображенного искусством.

Спасти от одиночества могла бы любовь, но не состоялось. Лишь случайная встреча с попутчицей, с которой ехали в Лондон, как казалось тогда, в эпицентр счастья. Она мечтала о карьере фотографа, а стала выгульщицей собачки и заодно сожительницей ее хозяина-англичанина. "Как здорово общаться на своем языке, - говорит девушка Бену. - Здесь я не могу себя выразить. У меня не осталось ни шарма, ни юмора. Одно тело". Когда-то Марина Цветаева, знавшая горький вкус эмиграции, сказала, что без родного языка теряешь девяносто процентов индивидуальности.

Народный художник России Сергей Бархин при минимуме изобразительных средств выстроил на сцене территорию безысходности. Стенка из сизого металла, ящики с углублениями и выступами, светящиеся синие и красные трубы.

- У большинства героев мечты о лучшей жизни разбиваются о реалии действительности с таким же оглушительным грохотом, с каким захлопывается крышка металлического мусорного бака - металл и становится главным определяющим материалом всего пространства спектакля, - резюмировал режиссер Миндаугас Карбаускис.

"Изгнание" - это третья совместная работа режиссера и драматурга. До этого были "Русский роман" и "Кант". В спектакле заняты Вячеслав Ковалев, Иван Кокорин, Юрий Коренев, Анастасия Дьячук, Анастасия Мишина и др. Костюмы: Мария Данилова.

Премьера 3,4,12, 24 февраля 2017 года на Сцене на Сретенке

Лариса Ровнянская, фото Евгения Бабская

Яндекс.Метрика