«Турандот» Джакомо Пуччини пришла на сцену Геликона.  Эту  финальную оперу  композитор считал своим лучшим творением, которое не успел закончить – умер.  Маэстро Федосеев, согласившись «на провокацию»  Дмитрия Бертмана,   выступает в качестве музыкального руководителя. - Поставить эту оперу – большая смелость режиссера-постановщика Бертмана, - сказал  он.  -  Вокруг себя  я постоянно чувствовал  колоссальную атмосферу любви. Музыканты, певцы замечательные!..  Они отлично работают ради культуры нашей страны.

Как известно, знаменем Театра Вахтангова является спектакль «Принцесса Турандот». Он был поставлен Евгением Вахтанговым в далеком 1922 году, возобновлен Рубеном Симоновым в 1963-м. Меняются поколения, а спектакль живет на этой прославленной сцене.  Дмитрий Бертман, помня  об этом,  пожелал  опере «Турандот» прожить в Геликоне 40 лет. Уместно добавить к пожеланию, а  дальше, как Бог даст.

В спектакле театра Вахтангова принцесса Турандот выглядит игриво-насмешливой из сказки Гоцции. Пуччини в своей опере писал Турандот соблазнительной и коварной красавицей. Театр нашел свой выразительный ход, показав обе ипостаси принцессы. Она предстает в исполнение двух актрис. Оригинально представлена роль Луны, с появлением которой на небосклоне начинаются казни. Она – это гонг, оповещающий о начале испытаний для претендентов на руку принцессы. В постановке Бертмана зловещая Луна вращается, как циркулярная пила, способная разрушить все.

                                                                                                                                                  Либретто Дж. Адами и Р. Симони 

Провозглашается императором, что его дочь, принцесса Турандот станет супругой принца, отгадавшего три загадки. Кто ошибётся – лишится головы. Внезапно сталкиваются давно потерявшие друг друга изгнанники – свергнутый  татарский царь Тимур, которого сопровождает рабыня Лиу, и его сын, принц Калаф. Появляется принцесса Турандот. Красота принцессы пленяет Калафа. Ради любви, принц желает отгадать загадки, несмотря на уговоры отца и влюблённой в него рабыни Лиу не делать этого. Калаф отгадывает три загадки. Принцесса молит своего отца не отдавать её чужестранцу. Но китайский император связан священной клятвой. Калаф хочет любой ценой завоевать любовь гордой принцессы и даёт слово: если Турандот до восхода солнца узнает его имя, он готов умереть. По приказу принцессы, все пытаются узнать имя чужестранца. Стража хватает Тимура и Лиу, требуя от них указать его имя. Лиу объявляет: имя знает только она, но, из любви к принцу сохраняет его тайну. Лиу убивает себя.

На этом месте опера Джакомо Пуччини заканчивается. Но постановщики оперы -  Дмитрий  Бертман и Владимир Федосеев сделали свой финал оперы,  продолжая его мысленно:  Калаф и Турандот впервые оказываются лицом к лицу.

Вызывает восхищение работы хормейстера, балетмейстера, хореографа. Декорации, костюмы, партия  принцессы (артистка балета Ксения Лисанская), исполнение хора и оркестра во главе с Народным артистом СССР, маэстро В. Федосеевым. Самые необыкновенные впечатления остаются от исполнения солистов, исполнивших невероятно сложные партии. Но, чем сложнее партии, тем ярче и блистательнее голоса. Сложная, но не большая партия Турандот (Елена Михайличенко, сопрано). Также очень сложная и знаменитая ария  принца Калафа (молодой тенор Виталий Серебряков), лирическая партия рабыни Гиу  (Юлия Щербакова, сопрано).

Спектакль создавала международная команда:  художником-постановщиком Камелия Куу (канада), художник по свету – Томас Хазе (США), интереснейший пластический рисунок предложил хореограф Эдвальд Смиронов.  В результате работа получилась яркой, смелой, великолепной.

 Давид Файнгор

Яндекс.Метрика