В качестве десерта на закрытии YIII Международного фестиваля театра кукол им. С.В. Образцова, был представлен уникальный спектакль «Ночной концерт». Фантазии на тему смерти. Скелет в подвенечном платье танцует, череп на глазах, как песок, рассыпается, волшебным образом воскресшая собака пускается в пляс, тень паука, увеличенная в многократном размере, начинает ползти по экрану. Франк Зенле, автор, режиссер и актер, таким образом, осмелился заигрывать со смертью.
В этой необычной постановке - куклы, музыка, видения, тесно взаимодействуя, создают атмосферу таинственной потусторонности. Непрерывно звучит контрабас Джеспера Ульфенштедта, который исполняет очень разные сочинения: от барокко до джаза. И все это вместе называется лирической пьесой ноктюрн (в пер. с фр. ночной).
Франк Зенле в «Ночном концерте» заставил зрителя подумать о самом серьезном и неотвратимом. С помощью кукол он сделал то, что казалось невозможно отобразить на театральной сцене – разнообразие смерти. «Memento more», т.е. «помни о смерти», - основная мысль автора.
По-настоящем красиво выглядели только падающие листья в начале и конце действа. Их посмертное прощание на экране под звучание контрабаса было прекрасным.
Не все зрители смогли досмотреть до конца этот 50-минутный спектакль. Вероятно, не выдерживали нервы, глядя на обнаженные, беспощадные маски смерти. В большинстве своем мы так устроены, что гоним от себя мысль о заключительном аккорде, самом главном событии жизни. А Франк Зенле, как мог, напомнил всем о том, что так хочется забыть за повседневной суетой сует.
Несколько слов о Франке Зенле , выступившем в трех ипостасях в «Ночном концерте». Он родился в 1963 году в Германии, широко известном г.Штутгарте. Там же в Университете музыки и актерского искусства изучал театральное искусство кукол. В 28-летнем возрасте Франк Зенле основал независимый Театр кукол Тюбенгена , работающего на стыке разных искусств. И теперь каждое новое выступление его коллектива единомышленников – смелый эксперимент, поражающий полетом мечтаний, теней, фантомов et cetera.
Светлана Телятникова, фото Александр Иванишин