Патриарх европейского театра Петер Штайн,  последователь системы Станиславского, в Большом театре поставил оперу «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза. Это вторая работа режиссера  в Москве. Первая – «Аида» Дж. Верди  в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко  в 2014 году.  Отношения с  гетевским  Фаустом у Петера Штайна давние,  со школьной скамьи, а с берлиозовским  мимолетные.  Главное отличие состоит в том, что Фауст Берлиоза подписывает договор с Мефистофелем и попадает в ад.

Полную версию «Фауста» Гете режиссер поставил в 2000 году в Ганновере в рамках всемирной выставки ЭКСПОПО. Спектакль длится более 20 часов. Опера  «Фауст» Берлиоза, по мнению мэтра,  скорее о декорациях,  душевных терзаниях, а философских размышлений в ней практически нет.  Либретто звучит современно.  По-прежнему мужчины,  удовлетворив свою страсть,  бросают неопытных юных девушек. - Я поставил оперу о силе любви и смерти, - подчеркнул Петер Штайн , - о страхе ада и бессмертии. О том, что важно вовремя опомниться и понять, что перед  тобой – Мефистофель.

Премьера «Осуждения Фауста», состоявшаяся 6 декабря 1846 года в театре Комической оперы в Париже  с Берлиозом за дирижерским пультом,  закончилась провалом.  В значительной степени из-за неопределенного статуса произведения, которое  представляет собой нечто между оперой и кантатой. Регулярные постановки «Осуждение Фауста» начались через много лет.  После  успешной концертной постановки  в Париже в 1877 году и  в Опере  Монте-Карло в 1893 году. Кстати, в 2010 году оркестр Французского радио  блистательно представил  «Осуждение Фауста» в концертном исполнении на сцене Концертного зала им. П.И.Чайковского в Москве.

 Сценограф спектакля Фердинанд Вегербауэр постоянно сотрудничает с Петером Штайном.  Его сценография  также  в опере «Фауст» И.В. Гете, поставленная  в Ганновере.  – У Гете в прологе к «Фаусту» выходит некий режиссере,  который просит задействовать все службы, - рассказывает он, - всю машинерию театра, все, что есть, чтобы рассказать эту историю. Мы попытались это осуществить. У нас есть сцены, которые длятся 4 минуты, и за это время артистам надо успеть переодеться и оказаться в другом пространстве.

Поразительно красиво оформлена финальная сцена оперы. Маргарита, которую точно исполняет Ксения Дудникова, оказывается на небесах, ей поет хор ангелов. Возникает  ощущение небесной гармонии, недостижимой на нашей бесконечно грешной Земле.

Албанец Саймир Пиргу со Штайном работает впервые. По его словам, во время репетиций он  градом  идей осыпал немецкого гуру. Но тот устоял, оставив только романтичность.  Фауст здесь – полная противоположность Мефистофелю.

– С технической стороны я Фаусту очень завидую, - делится  Дмитрий Белосельский (Мефистофель), - потому что он может петь свою красивую музыку, стоя на месте. Мне же приходится заниматься всем, чем угодно – балетом, прыжками, пробежками.  Это очень сложно.

«Осуждение Фауста», - совсем не опера, а драматическая легенда,-  продолжил дирижер- постановщик Туган Сохиев.  – Гектор Берлиоз придумал форму, где вместо максимальных 5, играется  18 действий, как альбом с картинками.  Для Большого театра это событие.

Светлана Телятникова

Яндекс.Метрика