Театр Станиславского и Немировича-Данченко продолжает традицию постановки балетов по произведениям русской классики. Два года назад зрителям был представлен балет «Татьяна» по роману Пушкина «Евгений Онегин» в постановке Джона Ноймайера. И вот теперь руководитель балета Цюриха Кристиан Шпук поставил в России спектакль «Анна Каренина", мировая премьера которого прошла в Швейцарии в 2014 году при участии Цюрихского оперного театра и Норвежского национального балета.
Спектакль начинается с финала. На экране рельсы, стук колес, быстро движущийся поезд в направлении зала. В этот момент при мысли о поступке Анны хочется закрыть глаза и ничего не видеть, не слышать. Затем действие разворачивается с начала и до финальной сцены самоубийства героини. – Эта книга не только о браке и морали, но, прежде всего, о взаимоотношениях личности и общества, - поделился Кристиан Шпук. - Первоначально я сделал балет на музыку Рахманинова. Все получалось слишком красиво, что, конечно же, не соответствовало содержанию романа Толстого. Когда добавил трагические аккорды Витольда Лютославского, любовная история, переросшая в трагедию, зазвучала правдоподобно.
У Кристиана Шпука, главное, не хореография, а актерская игра. Анна появляется на московском балу в черном платье, выгодно подчеркивающем ее статную фигуру. Все напоказ – страстные взгляды Вронского, ревнивые – Кити. Анну, танцующую с Вронским, захлестывает незнакомое чувство. Она влюблена, но ей кажется, что можно остановить это наваждение. Ведь она знает и помнит, что в Санкт-Петербурге ее ждут муж и маленький сын Сережа.
Естественно, что европейский режиссер по-своему представляет русскую жизнь. Мы видим танцующих удалых косарей, белые березы. Но культура и дворянские нравы девятнадцатого века того времени для нас такая же неизвестная территория. Мы не являемся их потомками, потому что во многом они были уничтожены октябрьским переворотом. Вне времени и национальности лишь ситуация любовного треугольника, из которой выхода без потерь не существует.
Балет воспринимается, как современный, однако, у Станислава Бухарева, исполнившего партию Каренина, своя точка зрения: «Несмотря на всю свою современность, это классический балет. Просто это родилось в Цюрихе, поэтому это немецкая хореография. Наша задача – органично представить посредством русской музыки, русского же Льва Толстого. Чтобы каждый в зале понял, что это Лев Толстой, что это классическое произведение».
Сквозь звуки музыки в разных сценах прорывается стук колес. Чем ближе к финалу, тем громче и громче. Наконец, поезд приблизился к Анне.
Светлана Телятникова, фото Алла Буловинова