Театр  Станиславского и Немировича-Данченко продолжает традицию постановки балетов по произведениям русской классики.  Два года назад зрителям был представлен  балет  «Татьяна» по роману Пушкина «Евгений Онегин» в постановке Джона Ноймайера.  И вот теперь руководитель  балета Цюриха Кристиан Шпук  поставил  в России спектакль «Анна Каренина", мировая премьера которого прошла  в  Швейцарии в 2014 году при участии Цюрихского оперного театра и Норвежского национального балета.

 

Спектакль начинается с финала. На экране рельсы, стук колес,  быстро движущийся поезд  в направлении зала.  В этот момент  при мысли о поступке Анны  хочется закрыть глаза и ничего не видеть, не слышать.  Затем действие разворачивается  с начала и  до финальной сцены самоубийства героини.  – Эта книга не только о браке и морали, но, прежде всего, о взаимоотношениях личности и общества, - поделился  Кристиан  Шпук.  -  Первоначально я  сделал  балет  на музыку Рахманинова.  Все получалось слишком красиво, что, конечно же,  не соответствовало содержанию романа Толстого.  Когда  добавил  трагические аккорды Витольда Лютославского, любовная история, переросшая в трагедию, зазвучала правдоподобно.

У Кристиана Шпука, главное,  не хореография, а актерская игра.  Анна появляется на московском балу в черном платье, выгодно подчеркивающем ее статную фигуру.  Все напоказ – страстные взгляды Вронского, ревнивые – Кити.  Анну, танцующую с Вронским, захлестывает незнакомое чувство.  Она влюблена, но ей кажется, что можно остановить это наваждение. Ведь она знает и помнит, что в Санкт-Петербурге ее ждут муж и маленький сын Сережа.

Естественно, что европейский режиссер по-своему представляет русскую жизнь. Мы видим танцующих удалых косарей, белые березы.  Но  культура и дворянские нравы девятнадцатого века того времени  для нас такая же неизвестная территория.  Мы не являемся их потомками, потому что  во многом они были  уничтожены октябрьским переворотом.  Вне времени и национальности лишь ситуация  любовного треугольника, из которой   выхода  без потерь не существует. 

Балет воспринимается, как современный, однако,  у Станислава Бухарева, исполнившего партию Каренина, своя точка зрения: «Несмотря на  всю свою современность, это классический балет. Просто это родилось в Цюрихе, поэтому это немецкая хореография. Наша задача – органично представить посредством русской музыки, русского же Льва Толстого. Чтобы каждый в зале понял, что это Лев Толстой, что это классическое произведение».

Сквозь звуки музыки  в разных сценах прорывается стук колес. Чем ближе к финалу, тем  громче и громче. Наконец, поезд приблизился к Анне.

 

Светлана Телятникова, фото Алла Буловинова

Яндекс.Метрика