Опера «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева нашла свое новое сценическое воплощение на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Ее первая постановка была на французском языке в 1921 году в Чикаго. В основу либретто по одноименной сказке Карло Гоцци был  положен сценарий В. Мейерхольда, В. Соловьева и К. Вогака. О своем спектакле режиссер Александр Титель отозвался, что эта опера про театр. На сцене, как на улице, столкнулись пожарные, полиция, журналисты и вдруг появился уличный театр…  

Зрители стали участниками оперного спектакля, в котором действуют персонажи из другого времени, другой страны, где совершаются чудесные перевоплощения, и  добро  побеждает зло. Это главное, что нам не хватает в повседневной жизни, где торжествуют ложь, беззаконие, предательство и интриги.

Действие начинается с известия:  принц (Александр Нестеренко)  болен ипохиндрической болезнью. Медики сообщают королю  Трефу, что болезнь  сына может быть излечена смехом. Советник короля Панталон  поручает шуту Труффальдино  организовать большой праздник. Король дает также же поручение министру Леандру, тайному недоброжелателю принца. Злые силы -ведьма Фата Моргана, Леандр и его любовница Клариче  пытаются не допустить, чтобы принц рассмеялся. Но на празднике случилась не предвиденная ситуация -  Фата Моргана, споткнушись, падает,  и принц   от души смеется над ее дрыгающимися ножками. Разгневанная ведьма проклинает принца «любовью к трем апельсинам»

Принц, помешавшись  на трех апельсинах, отправляется вместе с Труффальдино на их  поиски. С помощью доброго мага Челия они находят три апельсина. Пока принц спит, Труффальдино открывает апельсины, из которых выходят принцессы Линетта и Николетта. Они просят дать им пить. Воды нет, и они умирают. Когда принц просыпается, он вскрывает третий апельсин, из которого выходит принцесса Нинетта.  С первого взгляда  молодые влюбляются  друг в друга. Принц отправляется во дворец за платьем для невесты. В его отсутствие Фата Моргана превращает Нинетту в огромную крысу. Но, в конце концов,  Челий  расколдовывает    принцессу, и во дворце встречают счастливую пару.

Алесандр Титель  поставил театр в театре, соединив  наших современников  со сказочными  героями.  Внешне они очень разные, но, по сути, внутреннему содержанию,  ничем не отличаются. Разница лишь в том, что в сказке сразу виден злодей  или  добрый человек.  А в жизни  мага или ведьму распознаешь далеко не сразу.

Ирина Ващенко (Фата Моргана) ярко воплощает свою героиню. Интонация, мимика  выдают ее характер с отрицательными чертами.  С задором исполняет свою партию Сергей Балашов  (Труффальдино). Он – верный, отважный слуга и друг принца. 

Многие сцены вызывают улыбку, как и полагается в сказке для взрослых. Например, бегающая по сцене крыса (заколдованная принцесса). У детей была бы вероятно другая реакция, а тут – смех. Этот спектакль возможен и для семейного просмотра.

В фойе театра организована выставка копий эскизов декораций и костюмов чикагской постановки, выполненных художником Борисом Анисфельдом, и получившим полное одобрение Сергея Прокофьева. Как логическое продолжение темы в выставку были включены разделы, посвященные первым советским постановкам знаменитой оперы, которые состоялись в Ленинграде и Москве во второй половине 1920-х годов. Эти постановки оформляли Владимир Дмитриев, Валерий Левинталь. Также можно увидеть подлинный экземпляр первого номера альманаха «Любовь к трем апельсинам». Журнал доктора Дапертутто»,  издававшегося в 1914- 1915 годах Мейерхольдом (откуда Прокофьев и взял сценарий оперы), фотографии и еще немало интересного.

Материалы предоставили синьора Фьяметто Греко, президент Ассоциации Генриха Нейгауза в Риме, ГЦТМ им. Бахрушина, Музей музыкальной культуры им. Глинки, Санкт-Петербургский театральный музей, Музей Большого театра.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика