Юбилейный XY Московский Пасхальный фестиваль был посвящен 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева. Он включал четыре программы, среди которых хоровая программа, охватившая 61 город России, от Черного моря до Чукотки. По словам Валерия Гергиева, художественного руководителя фестиваля, в списке стран ее участниц: Россия, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Сербия, Швеция. Благодаря содействию Русской православной церкви концерты духовной хоровой музыки проводились в храмах.
В Успенском соборе Московского Кремля мне довелось услышать Византийский хор «Фессалоникис Имноди» (Салоники, Греция). Хор был основан в 2007 году Иоаннисом Лякосом, ставшем его регентом. Иоаннис Лякос преподает в нескольких высших учебных заведениях, в том числе в Православном университете Конго. Вместе с тем коллектив исполняет не только византийские духовные песнопения, но и музыку различных христианских конфессий. На этот раз хор исполнил песнопения афонских монахов. Одно из самых удивительных - «Христос воскрес» анонимного автора. С него концерт начался и им закончился, поскольку Пасха продолжается до праздника Вознесения. Также были исполнены произведения Петра Лампадария «Благословен», «Обедница», «Блаженство», Константина Григоса «Одейся светом, яко ризою», иерея Баласия «Тело Христово» и другие. Как известно, на Афоне сформировалась особая манера исполнения литургических песнопений, отличная от других монастырей Греции. Хор «Фессалоникис Имноди» успешно овладел этим сложным древним исполнительским искусством и даже обучает ему современных монахов Святого Афона. Благодаря Пасхальному фестивалю, слушатели приобщились к экзотике, которая недоступна представительницам женского пола из-за вечного запрета на въезд на остров.
Вторым хором, выбранным мною, стал «Мцхета», выступивший в храме «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Кахабер Онашвили, художественный руководитель, заметил, что Грузия славится пением, гостеприимством и вином. Коллектив носит имя древнейшего города Грузии, прежней столицы Картпийского царства. В составе хора – талантливые певцы, обладающие незаурядными вокальными данными, звучными и бархатными голосами. Неизгладимое впечатление на всех присутствующих произвели православные литургические песнопения «Мцхеты». Казалось, что хоровое многоголосье долетало до горнего мира, и ангелы вторили ему на небесах. Под занавес, конечно же, не обошлось без известной и любимой песни «Сулико», звучавшей на многих грузинских концертах в России.
Шведский мужской хор «Зеро Эйт» я слушала в храме Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине. В этом году хору исполнилось 10 лет. Отцом-основателем был Дуг Харрингтон, а в настоящее время коллективом руководит Расмус Кригстрем. Репертуар «Зеро Эйт» включает самую разнообразную музыку. От «Богородице Дево» Стивена Хансена, блистательно исполняемой по-русски и до лирической песни «Королевский ландыш» Давида Викандера. В 2008-2016 гг. хор выиграл все ежегодные чемпионаты SNOBSсреди исполнителей барбершол, «музыки цирюлен». Стиль родился из перенесенной на американскую почву английской традиции пения в пабах. Если хором на концерте руководил Расмус Кригстрем, то слушателями – о. Александр Борисов, настоятель храма. По его инициативе в начале концерта и в конце зал дружно пел: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Светлана Телятникова