На сцене Новой оперы две премьеры в одном флаконе: c интервалом в два часа идут «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Игроки» Дмитрия Шостаковича. В этом году у этих великих русских композиторов юбилейные даты. Сергею Сергеевичу Прокофьеву мы отмечаем 125-летие, Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу – 110-летие со дня рождения. Алексей Вэйро, режиссер-постановщик, отметил: «Оба спектакля получились об игре, вселенской игре, об игре, в которую погружена Россия».
Кроме того, по мнению режиссера, спектакли объединяют сквозные темы: возможность диалога с Богом, свобода и ее границы. Маддалена делает все, что захочет, и гоголевские игроки в карты не придерживаются никаких правил. Все воспринимают свободу не как ответственность перед собой, окружающими, а как вседозволенность. В конце Маддалена (Наталья Креслина) поет о том, что «молчит небесный гром», т.е. Бог не отвечает, а Степан Иванович Утешительный (Илья Кузьмин) обыгрывает отца.
- Какой «месседж» хотел режиссер донести до зрителя? - Главное – стимулировать публику, - ответил Алексей Вэйро. - И в том, и другом спектакле есть вещи, которые касаются всех. Меня называют демократом, поскольку я даю возможность каждому актеру проявить себя. Друг другу мы говорим все, что думаем. Это нам позволяет двигаться вперед, развиваться.
Дмитрий Сибирцев, генеральный директор театра, считает, что у Натальи Креслиной оперный интеллект. Не берусь объяснить смысл этого словосочетания из уст директора. Однако, очевидно, что во всех отношениях Наталья Креслина точно исполняет роль Маддалены. У Дмитрия Сибирцева уже был опыт работы над этой оперой. Нынешнюю постановку он оценивает как удачную.
Ян Латам-Кениг, музыкальный руководитель и дирижер, сказал: «Опера «Маддалена» никогда не ставилась при жизни Прокофьева. Он написал ее в 19 лет, музыка была очень сильной, но не без недостатков, которые мы пытались сгладить. Опера пролежала в парижских архивах почти 40 лет, прежде чем вдова попросила оркестровать «Маддалену» английского дирижера и композитора Эдварда Даунса. Впервые оперу поставили в 1981 году в Граце (Австрия), еще через пять лет – впервые записана в СССР (дирижер Геннадий Рождественский).
«Игроки» Шостаковича – это зрелая работа. Причудливый и полный иронии мир Гоголя воплощен, как нельзя лучше. Композитор стремился не пропустить ни одного слова из великого классика. Сочинение слишком разрослось, и Шостакович не завершил его, музыка обрывается на слове «кончился». В 60-е годы в период холодной войны на Британию сильное влияние оказывали Шостакович, Ростропович, Светланов, Вишневская. «Игроки» поразили британцев своим удивительным остроумием».
Сценография спектаклей современна, отражает стилистику 21-го века, хотя «Игроки», по мнению сценографа Дарьи Синцовой, объединили во времени век 19-й (Гоголь) и век 20-й (Шостакович). Костюмы в «Игроках» принадлежат позапрошлому веку, а в «Маддалене» приближены к настоящему времени.
Итак, две оперы в один вечер дают возможность задуматься о России, которая, похоже, совсем не изменилась с той поры, когда в ней жил и творил бессмертный Николай Васильевич.
Светлана Телятникова, фото Алла Буловинова