Оперу Гаятано Доницетти «Дон Паскуале» на Новой сцене Большого театра поставил Тимофей Кулябин. Молодой талантливый режиссер стал широко известен из-за скандала в Новосибирском театре оперы и балета, связанного с его в значительной степени эпатажным видением оформления оперы Вагнера «Тангейзер». В спектакле появлялся плакат, где фигура Христа изображена между огромными женскими ногами. О «Доне Паскуале» Тимофей Кулябин сказал: «Мне хотелось, чтобы все персонажи были узнаваемы в современной действительности».
Премьера оперы «Дон Паскуале» состоялась в 1843 году в Париже. Джованни Руффини создал либретто по мотивам либретто Анджело Анелли «Сэр Марко Антонио». Истории о неравном браке стары, как мир, они бывают несчастливыми и счастливыми. Наша история, по-моему, трагикомическая, хотя сама опера считается комической. Дон Паскуале в 70-летнем возрасте, устав от холостяцкой жизни, возмечтал обрести семью и намерился взять в жены девушку не старше 20 лет. Отговорить от этой сомнительной идеи его пытается приятель, доктор Малатеста. Но по ходу событий Малатеста решил подшутить над старым другом и придумал выдать замуж за него Норину, молодую женщину, которую любит Эрнесто, племянник Дона Паскуале. Правда, выдает ее за воспитанницу монастыря. До этого дядя выгнал племянника из дома, когда узнал о его желании жениться на бедной, почти 30-летней вдове Норине. После свадьбы жизнь Дона Паскуале превращается в ад, бесцеремонная молодая женщина по любому поводу оскорбляет уважаемого в обществе человека. Перед нами ученый, ректор университета, предстает в унизительном, весьма жалком виде. Отчаявшись, он предлагает Норине развестись. Узнав об этом, заговорщики Малатеста и Эрнесто раскрывают старику интригу его женитьбы. Дон Паскуале благословляет племянника на брак. Теперь Эрнесто и Норина материально обеспечены, благодаря брачному контракту невесты с экс-мужем, и могут пожениться. «Хэппи энд» на чужом несчастье.
По словам Михала Клауза, дирижера-постановщика, для него огромная честь работать с артистами Большого театра. В новой постановке «Дона Паскуале» принимают участие два состава. Они оба на высоком уровне, и оба первые. Для сравнения меломанам будет интересно послушать оперу дважды.
А вот какое мнение выразила выпускница Молодежной программы Большого театра Кристины Мхиторян: «Моя героиня Норина - обычная тусовщица, ищущая выгодного жениха. Ее партия очень сложная, но позволяет расти, совершенствовать мастерство. Опера невероятно красивая и мне приятно следовать за тем, что написал композитор.
Партию Дона Паскуале замечательно исполняет Николай Диденко, солист Большого театра. «Для меня Паскуале – трагическая фигура, - подчеркнул артист. - Он посвятил себя науке и захотел обыкновенного счастья, которого никогда не знал. По житейской неопытности он нарывается на аферу. Ведь Норина, помимо всего прочего, готова разорить мужа, она постоянно вытягивает у него деньги. Розыгрыш получился жестокий. Можно ли влюбиться в 70 лет? Думаю, что человек в каждом возрасте ищет любви. Как однажды прозорливо написал классик: «Любви все возрасты покорны».
Сценография Олега Головко оригинальна и удивляет неожиданными спецэффектами. Необычно смотрится действие некоторые эпизодов специально сжатых до маленькой комнаты на большой сцене. Гирлянды красных цветов в третьем акте, возникших как будто из воздуха, создают атмосферу праздника в доме совсем непраздничного Дона Паскуале.
В заключение хочется привести слова режиссера Тимофея Кулябина: «Мне повезло со всеми солистами, исполнителями. Они – блистательные певцы. Большие молодцы!»
Светлана Телятникова, фото Алла Буловинова