Оперу Гаятано Доницетти «Дон Паскуале» на Новой сцене Большого театра поставил Тимофей Кулябин. Молодой талантливый режиссер стал широко известен  из-за  скандала в Новосибирском театре оперы и балета, связанного с его в значительной степени эпатажным  видением оформления оперы Вагнера «Тангейзер».  В спектакле появлялся плакат, где фигура Христа изображена между огромными женскими ногами.  О «Доне Паскуале» Тимофей Кулябин сказал: «Мне хотелось, чтобы все персонажи были узнаваемы в современной действительности».

 

    Премьера  оперы «Дон Паскуале» состоялась в 1843 году в Париже. Джованни  Руффини создал либретто по мотивам либретто Анджело Анелли «Сэр Марко Антонио».  Истории о неравном браке стары, как мир,  они бывают несчастливыми и счастливыми. Наша история, по-моему, трагикомическая, хотя сама опера считается комической.  Дон Паскуале в 70-летнем возрасте, устав от холостяцкой жизни,  возмечтал обрести семью и намерился  взять в жены  девушку не старше 20 лет.  Отговорить от этой  сомнительной идеи его пытается  приятель,  доктор Малатеста.  Но по ходу событий  Малатеста решил подшутить над старым другом  и придумал выдать замуж за него Норину,  молодую женщину, которую любит  Эрнесто,  племянник Дона  Паскуале. Правда, выдает ее за воспитанницу монастыря. До этого дядя выгнал племянника из дома, когда узнал о его желании жениться на бедной, почти 30-летней вдове Норине. После свадьбы  жизнь Дона Паскуале превращается в ад, бесцеремонная  молодая  женщина по любому поводу  оскорбляет  уважаемого в обществе человека.  Перед нами ученый, ректор университета, предстает в унизительном,  весьма жалком виде.  Отчаявшись,  он предлагает Норине развестись. Узнав об этом, заговорщики  Малатеста и Эрнесто раскрывают  старику интригу   его  женитьбы.  Дон  Паскуале   благословляет племянника на брак. Теперь Эрнесто и Норина материально обеспечены, благодаря брачному контракту невесты с  экс-мужем, и могут пожениться. «Хэппи энд»  на чужом несчастье.

    По словам Михала Клауза, дирижера-постановщика, для него огромная честь работать с артистами Большого театра. В новой постановке «Дона Паскуале» принимают участие два состава. Они оба на высоком уровне, и оба первые.  Для сравнения меломанам будет интересно послушать  оперу дважды.

   А вот какое мнение выразила выпускница Молодежной программы  Большого театра Кристины Мхиторян:  «Моя героиня Норина - обычная тусовщица, ищущая выгодного жениха. Ее партия очень  сложная, но позволяет  расти, совершенствовать  мастерство.  Опера невероятно красивая и мне приятно следовать  за тем,  что написал композитор.

    Партию Дона Паскуале замечательно исполняет Николай Диденко, солист Большого театра. «Для меня  Паскуале – трагическая фигура, - подчеркнул артист. - Он посвятил себя науке и захотел обыкновенного счастья, которого никогда не знал. По житейской  неопытности он нарывается на аферу. Ведь Норина, помимо всего прочего,   готова  разорить мужа, она постоянно вытягивает у него деньги. Розыгрыш получился жестокий. Можно ли влюбиться в 70 лет? Думаю, что человек в каждом возрасте ищет любви.  Как однажды прозорливо написал  классик: «Любви все возрасты покорны».

    Сценография Олега Головко оригинальна и удивляет неожиданными спецэффектами. Необычно смотрится  действие некоторые эпизодов  специально сжатых до  маленькой комнаты на большой сцене.  Гирлянды  красных цветов  в третьем акте, возникших как будто из воздуха,  создают атмосферу праздника в доме совсем непраздничного Дона Паскуале.

    В заключение хочется привести слова  режиссера Тимофея Кулябина: «Мне повезло со всеми солистами, исполнителями.  Они – блистательные певцы.  Большие молодцы!»

Светлана Телятникова, фото Алла Буловинова

Яндекс.Метрика