На Новой сцене Театра Вахтангова - премьера «Грозы» А.Н. Островского. Это самая известная пьеса «хозяина русской сцены XIX века», хотя бы потому, что все мы изучали ее в отрочестве в рамках школьной программы. Уланбек Баялиев, режиссер-постановщик спектакля, предлагает свое видение главной героини: Катерина не светлее, не лучше, чем все остальные. Просто она другая. Она, как никто другой ищет свободы, права на жизнь, права на любовь.
Катерина (Евгения Крегжде) – внешне эмоциональна, порывиста, внутренне – в раздумьях и метаниях. Ей хочется выговориться, побеседовать по душам, но не с кем. Бедная молодая женщина от отчаяния даже опускает голову в бочку с водой и изо всех сил кричит: «Отчего люди не летают, как птицы?» Она мечтает улететь, покинуть ненавистную клетку. Только одно живое существо приветливо на нее реагирует – старый пес, иногда мяукающий, которого с изумительным чувством юмора играет заслуженный артист России Анатолий Меньшиков. Тихон (Павел Попов) от жены постоянно отмахивается, как от назойливой мухи. Актер с первого появления обращает на себя внимание точной игрой, он – настоящий Тихон, по внешности и сути.
Ольга Тумайкина, заслуженная артистка России, исполнившая роль Кабанихи, от имени своей героини высказалась предельно цинично: «Марфа Игнатьевна Кабанова – прокурор и адвокат своего времени. Катерина автономно приняла решение уйти из жизни. Ее несовпадение с Тихоном разрешилось наилучшим образом. Я, как мать, очень признательна ей, что она совершила этот поступок. Иначе бы я потеряла сына».
Уже прошло без малого 150 лет с дней первых премьер «Грозы» в Москве и Санкт-Петербурге, а споры о Катерине продолжаются. Кто-то безжалостно ее ругает, кто-то жалеет, оправдывает и даже восхищается. Катерину Бог наградил даром любить, но муж и любовник оказались мужчинами слабыми, не способными брать на себя ответственность и принимать решение. Эта пьеса приговор Домострою, как институту, низводящему женщину до положения полнейшего бесправия и делающему ее жизнь беспросветной и никчемной. Гроза должна была случиться, ради прихода нового миропорядка.
Еще одна звезда спектакля - Евгений Косырев (странница Феклуша), которому настолько удалось перевоплотиться в свою героиню, что при каждом появлении он становился центром зрительского притяжения, когда никто не кашлял и не падали номерки.
Специально к спектаклю композитор Фаустас Латенас написал музыку, которая по его замыслу звучит, как реквием любви. Получился оксюморон: реквием – смерть, любовь – жизнь. Но жизнь в конечном итоге победит.
Римас Туминас, художественный руководитель театра имени Вахтангова, отметил, что для молодого режиссера этот спектакль трудный шаг. Но Уланбек Баялиев справился, и премьера состоялась.
Светлана Телятникова, Алла Буловинова (фото)