Одна из самых скандальных пьес начала XX века «Саломея» О.Уайльда обрела свое второе рождение, благодаря музыке Р.Штрауса. «Саломея – совершенно гениальное произведение, которое, несомненно, относится к числу самых значительных из созданных в наши дни», - написал Г. Малер. Естественно, что сочетание одной из самых скандальных и самых значительных обрекло эту оперу на успех.
В рамках Рождественского фестиваля в новой опере состоялся показ "Саломеи". Ее постановка в 2015 году была приурочена к 90-летия московской премьеры. Саломея – библейский персонаж, дочь Иродиады, жены тетрарха (правителя) Ирода. О Саломее в Евангелие от Матфея сказано немного: во время празднования дня рождения Ирода она плясала перед гостями. Танец понравился Ироду, и он клятвенно пообещал ей дать, чего она потребует. Она же по наущению своей матери попросила голову Иоанна Крестителя. Праведник находился в темнице, поскольку обличал Ирода за брак с замужней Иродиадой. Саломея, получив голову Иоанна Крестителя на блюде, отнесла ее матери.
Плодом писательского воображения являются многие эпизоды в драме Уайльда. Понятно, почему они не могли не вызвать негодование у блюстителей христианской нравственности. К примеру, юная восточная принцесса Саломея поет: «Как прекрасен рот Иоанна», «Я жажду твой рот», «Ничего нет в мире белее твоего тела».
Главные роли исполняют: Ирод (Дмитрий Пьянов), Иродиада ( Александра Саульская-Шулятьева), Саломея (Таисия Ермолаева), Иоанн Креститель (Артем Гарнов). В центре действия непредсказуемая обольстительница Саломея, вызывающая гамму противоположных чувств. От любопытства, любования до отвращения. Таисии Ермолаевой удалось вовлечь слушателя в любовно-драматические перипетии Саломеи.
Обращает внимание точная, лаконичная и очень эффектная сценография спектакля (Этель Иошпа). На фоне темно-серой драпировки на сцене яркое пятно - Саломея в желтом платье. Она выступает в роли орудия силы, которое несет абсолютное зло.
Безусловной удачей можно назвать «Саломею» в постановке Екатерины Одеговой. Все спектакли этой авангардной для своего времени оперы идут с аншлагом.
Светлана Телятникова, фото Даниил Кочетков