Молодые солисты Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко рассказывают на его сцене историю любви красавицы Манон и шевалье де Грие. Как писал классик: «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны», поэтому Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Манон и Грие и другие герои популярных любовных сюжетов путешествуют по оперным сценам мира, вызывая у нас сострадание и восхищение. Аббат Антуан Франсуа Прево написал «Историю шевалье Де Грие и Манон Леско» в 1731г.
Жюль Массне сочинял музыку к опере «Манон» в течение трех лет, на какой-то период даже останавливался в том самом доме в Гааге, где когда-то жил аббат Прево. С первой постановки в 1883 году в парижской Опера-комик «Манон» стала одной из жемчужин репертуара. Потом были премьеры в Ливерпуле, Лондоне, Турине, Риме и через два года в Санкт-Петербурге.
Над постановкой в МАМТе работали главный дирижер театра Феликс Колобов, постановочная команда из Латвии, которую возглавляет Андрейс Жагарс, сценограф Рейнис Сухановс и главный художник по костюмам Кристине Пастернака. Главные партии репетировали: Евгения Афанасьева, Мария Макеева (Манон), Липарит Аветисян, Чингис Аюшеев, Александра Нестеренко (де Грие).
Андрейс Жагарс перенес действие «Манон» в Париж 60-х, и происходящее на сцене напоминает знаменитые парижские кафе с их богемной жизнью. Жагарс уже встречался с «Манон Леско» Пуччини. Теперь - Массне. Кристине Пастернака пояснила, что «придумала яркие костюмы не только для солистов – для каждого артиста хора, соединив высокую моду Коко Шанель и Диора со свободным стилем хиппи».
Тема удивительной душевной чистоты находит свое выражение в образе де Грие. Его любовь к Манон – источник слабости и силы. Самое существенное, что он может пожертвовать своим личным благополучием во имя любви. Он готов отправиться в тюрьму, ссылку, обречь себя на страдания и нищету.
Манон, подражая нравам, которые наблюдает вокруг себя, заражается желанием стать богатой во что бы то ни стало. Ей кажется, что золото необходимо для полного счастья. В тюрьме она осознает свои заблуждения, раскаивается и умирает.
Опера «Манон» с реалиями близкого прошлого ставит неутешительный диагноз человечеству: одни и те же страсти и пороки не подвластны времени.
Светлана Телятникова, фото Алла Буловинова