В театре Геликон-опера состоялась старая новая премьера оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра, воссоздал историческую постановку этой оперы. В 20-х годах прошлого века К.С. Станиславский поставил ее в своей студии в Леонтьевском переулке. За последующие  десятилетия эта опера  была сыграна свыше 2000 раз. Бертман много раз пытался ее реанимировать. И вот, наконец, с седьмой попытки, после эстонского Тарту, Стокгольма и других,  его идея удачно осуществилась.

   Обращение к исторической постановке –  наметившаяся тенденция в работе мастера. Совсем недавно в  Геликоне любители оперы могли увидеть «Царскую невесту» Н.А. Римского-Корсакова в интерьере  древнего храма Вознесения Господня  в Коломенском заповеднике. Кажется, Дмитрий Бертман точно уловил желание значительной части публики, уставшей от модерна на сцене, увидеть спектакли в максимально приближенном   виде к тому,  каковыми они  предположительно были в эпоху  их гениальных  создателей.

   Опера «Евгений Онегин» в Геликоне смотрится на одном дыхании, без смотрения на часы. Почти никто из зрителей не покинул Онегина  в антрактах. Все актеры выступают с полной самоотдачей. Романтические декорации, хорошие голоса молодых певцов услаждают зрение и слух меломанов. Алексей Исаев, солист театра «Геликон-опера», исполнитель роли Онегина, сказал: «Здесь нужно очень много эмоций вкладывать. Например, сцена дуэли очень необычно решена. Онегин,  вместо того чтобы быть серьезным, настроенным, он приходит, издевается над Зарецким, смеется». 

   Действительно, предельно циничное  поведение героя сильно бьет по нервам. После дуэли Онегин воспринимается, как хладнокровный убийца Ленского, ни в чем не провинившегося перед ним.  Отношение к этому скучающему  франту бесповоротно  меняется. Кажется, что Онегин перешел черту и светское общество  должно отвернуться от него, но этого не происходит, поскольку  дуэль, как не странно,   в просвещенном 19 веке воспринимается, как  норма.

   Сцена  объяснения Онегина с Татьяной (Ольга Толкмит) в саду немного удивляет. Герои сидят на скамейки, и Татьяна во время отповеди Онегина постепенно придвигается к нему. В какой-то момент ее голова оказывается у него на плече. Вряд ли невинная девушка ее воспитания, круга  могла допустить такую вольность  в отношении  мужчины, официально не являющемся  ее женихом. Наконец, няня (Ольга Спицына) пьет чай вместе с барыней и барышнями за одним столом. Из той же художественной литературы известно, что прислуга всегда трапезничала  отдельно от господ.

   В фойе театра развернута любопытная выставка, посвященная этой прекрасной русской опере, вошедшей в золотой фонд мировой классики. Многие экспонаты приехали из Дома-музея П.И. Чайковского в Клину. Это бесценные исторические фотографии, в том числе портрет родителей Чайковского, дневниковые записи матери Чайковского об опере «Евгений Онегин».

   Итак, Геликон-опера приглашает на премьеру «Евгений Онегин» и на свое продолжающееся новоселье.

     Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Антон Дубровский

Яндекс.Метрика