23 ноября в зале "Атриум" в Коломенском прошла презентация "Монастырского дневника к Угрешской летописи" иеромонаха Порфирия (1871 г.). Он издан совместными усилиями объединенного музея-заповедника и Николо-Угрешского монастыря на основе хранящейся в музее рукописи. Хранитель Светлана Князева, показывая ее гостям в белых перчатках, демонстрировала в прямом и переносном смысле бережное отношение к истории.

   В своем кратком выступлении директор Московского государственного объединенного музея-заповедника "Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино" Сергей Худяков сделал акцент на том, что советская историческая наука лишила нас целого ряда объективных данных о тех или иных событиях, предала забвению многие славные имена.

- Когда в руки попадает произведение такого талантливого человека, каким был иеромонах Порфирий, с особой силой проникаешься ощущением нравственного величия идей, которые исповедовали русская православная церковь, русская культура.

Сведения об авторе "Монастырского дневника..." крайне скупы. Петр Алексеевич Алексеев родился в 1831 году в дворянской семье, учился в Петербурге, был мелким чиновником. А тридцати лет от роду вступил на путь монашеского служения и внутри этого служения нашел еще одну, более узкую, стезю - стать летописцем монастыря, основанного Дмитрием Донским. Есть предание, что именно в этих местах князю на пути к полю Куликову явился образ Николая Чудотворца.

Николо-Угрешский монастырь был и остается одним из самых известных духовных центров России. Тем большую ценность имеет монументальный труд, охватывающий пять столетий. В течение десяти лет иеромонах Порфирий (Алексеев), собирал и обрабатывал материалы. Это опубликованные источники, документы из монастырского архива, воспоминания очевидцев. Наконец, скопированные им надписи с надгробных плит и памятных досок, не дошедших до наших дней. Один лишь подзаголовок дает представление о структуре рукописи: "... и часть поэзии самого автора с приложением данных документов, дополнительных сведений, редких приложений, рисунков, нот столпового пения, стихов и литературных записок".

Эпиграф "Пишу, как инок одинокий" вносит лирическую ноту, книге, в общем-то, не свойственную. Дневники, что бы там ни утверждали их авторы, пишутся не для себя. Для друзей, близких, потомков, человечества, наконец. И потому так резко высвечивается индивидуальность пишущего, его мироощущение, позиционирование себя. Но в данном случае, как отметила автор вступительной статьи Светлана Князева, "личность автора остается в тени, на первый план выходит монастырь". У иеромонаха просто не было такой задачи, как исповедальность. Он летописец. А то, что часть рукописи стихотворная, отсылает еще и к традиции сказителей.

У книг, как и у людей, разные судьбы. В середине двадцатых, новая власть закрыла монастырь. Но еще до официального закрытия на его заповедной территории размещался "Красный детский городок". Знаменитый реставратор Петр Барановский, организатор Музея русской архитектуры в усадьбе "Коломенское" сумел договориться с начальником детской колонии о передаче в музейный фонд рукописи иеромонаха Порфирия. Тем самым "радетель культурных ценностей", как его называли, сохранил для будущего бесценное свидетельство эпохи. Правда, некоторые страницы были вырваны и бесследно исчезли. А на полях фигурировали росчерки, сделанные воспитанниками, вчерашними беспризорниками...

В презентации приняли участие те, без кого издание не состоялось бы. Это прежде всего инициатор самой идеи - игумен Иоанн, ректор Николо-Угрешской духовной семинарии. Он делал множество выписок из рукописи, а потом решил предпринять все возможные усилия, чтобы уникальный текст в полном объеме стал достоянием многих. В итоге к совместному проекту объединенного музея-заповедника и Николо-Угрешского монастыря удалось привлечь профессиональных и неравнодушных людей. Весомую финансовую поддержку оказало движение "Русь Православная" (его руководитель - благотворитель Владимир Семенов).

- Знаменательно, что книга вышла в свет в юбилейный для нашей обители год: 25 лет назад она была возрождена, - сказал игумен Варфоломей, наместник Николо-Угрешского монастыря. - Это хороший подарок.

                              Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова

Яндекс.Метрика