Закрытие 239 сезона Большой театр ознаменовал премьерой оперы Жоржа Бизе «Кармен», которая не шла на Исторической сцене четверть века. Алексей Бородин, режиссер - постановщик,  признался, что ему близок Бизе, благодаря  стремлению к внутренней свободе. Композитор выступил против правил фальшивого миропорядка, который диктует кто-то сверху.  По мнению А. Бородина, «Кармен» -  самая  высокая и демократичная опера из всех, какие только есть в мире.

   Оперу «Кармен» Бизе  написал в 1845 году. Сюжет заимствован из одноименной новеллы Проспера Мериме. Содержание претерпело серьезное изменение. Это как раз то,  против чего  сегодня  некоторые из нас яростно выступают, когда  видят на сценах  переделанные классические произведения. Либреттисты А. Мельяк и Л, Галеви углубили драматизм сценария и создали образы в значительной степени отличные от литературных прототипов первоисточника. 3 марта 1873 года премьера одного из великих творений XIX века на сцене парижской  Опера-Комик, с точки зрения критиков, закончилась провалом. Любовные отношения Кармен и Хозе были расценены театральной публикой, как  запретные, подрывающие основы общепринятой морали. На  самом деле опера прошла тридцать раз. Бизе открыл новую главу в истории оперы: на сцену пришел простой человек.

   Агунда Кулаева (Кармен) считает, что ее героиня – «реванш женщин, которые пытаются добиться прав для женского пола. Кармен естественна в своих поступках, она такая, какая есть, отнюдь, не коварная  злодейка». Певица обладает красивым меццо-сопрано, но показать неистовый, вулканический характер своей героини ей не совсем удалось. Кажется,  не хватило страсти.  Вместе с тем  верится, что у певицы еще все впереди, и у нее получится  войти в образ своей  чересчур яркой, самобытной героини. Хозе – турецкий тенор Мурат Карахан, выглядел убедительно, ему, пожалуй, удалось показать, как неуемная страсть перерождает человека и   выводит наружу слепую ревность, ведущую  к преступлению.

    Сценография  Станислава Бенедиктова лаконична, ничего лишнего, только фон из геометрических фигур, меняющих  цвет по ходу действия, выполнена с изысканным вкусом, как и подобает  французской опере.

    Впервые  в Большом театре опера «Кармен» была поставлена в  конце  XIXвека.. Для Тугана Сохиева, режиссера-постановщика,  «Кармен» - первый опыт постановки оперы в Большом театре. Маэстро отметил: «Мы  пытались понять, что композитор хотел донести до слушателей. Ту свежесть, с которой мы обратились к Кармен, надеемся, публика оценит. Режиссер Алексей  Бородин принес колоссальную пользу Большому театру. Он очень трепетно отнесся к партитуре  Бизе. Одна их главных наших задач состоит  в том, чтобы опера была ближе к французскому стилю».

   К нынешней премьере в парадных залах Исторической сцены развернута обширная экспозиция Музея театра. На ней представлены эскизы декораций и костюмов из разных постановок оперы «Кармен». К примеру,  можно увидеть костюмы Елены Образцовой, Ирины Архиповой, Тамары Синявской. Работы  художника по костюмам Валентины Комоловой к новой поставке «Кармен» со временем займут достойное место в данной коллекции.

.                                                                Светлана Телятникова

                                                                 Фото Алла Буловинова

Яндекс.Метрика