В театре Терезы Дуровой показали свою версию маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Как известно, это он заклеймил позором имя реально жившего человека, обвинив его в отравлении Моцарта из зависти. И напрасно это сделал, потому что Сальери никого не убивал. Это доказал судебный процесс, проходивший в Милане в 1997 году. Было установлено, что Моцарт умер своей смертью от хронического заболевания. А вот у Сальери поводов завидовать Моцарту не было совсем.

 

Плодовитый композитор, автор более чем 40 опер, очень влиятельный человек в музыкальном мире Европы – долгое время  занимал высокооплачиваемую должность при дворе в Вене, педагог,  у него учились Бетховен, Лист, Шуберт… Поэтому скорее легкомысленный Моцарт, в своем постоянном  безденежье, мог завидовать Сальери.

Впервые слухи об отравлении  Моцарта в погоне за сенсацией распространили газетчики в 1791 году, а уже спустя 30 лет этим сюжетом воспользовался Пушкин. Интерес поэта к теме можно понять, ведь он сам не раз становился жертвой людской и творческой зависти, по сути, от неё и погиб на дуэли. Но, все же, именно Пушкин пригвоздил Сальери к позорному столбу. А еще лишил нас, потомков, его прекрасной музыки, поскольку исполнять композитора с подобной репутацией никто не хотел.   

Спектакль «маленький» по хронометражу, длится всего 1 час 20 минут, и в этом  соответствует авторскому определению, однако из трагедии превращается в яркий изящный музыкальный фарс. Авторский текст не изменен, но стараниями режиссера Терезы Дуровой, получилась версия более близкая к истине. В театре так же ушли от канона классицизма, использованного Пушкиным – единства времени, действия и места, заменив его почти шекспировской динамикой. У одноактного действия несколько локаций: вначале это зал судебного заседания нашего времени, потом место выступления уличных музыкантов с их захватывающим праздником и весельем, и под конец  пространство трактира, где также весело проводит время венская богема. Почти у каждого актера в спектакле по несколько ролей, они и создают накал страстей. В противовес бесстрастному судье (Сергей Батов, он же Сальери) - напористый адвокат (Михаил Бубер, он же Моцарт – смешливый и не в меру ребячливый), уличная певица, она же служанка, Анастасия Тюкова – исполнительница труднейших мадригалов. Но настоящей доминантой, скрепившей спектакль и показавший себя большим мастером монолога, явился Даниил Исламов в роли журналиста, который и запустил несправедливый слух. 

Но всё же, главная роль здесь отдана музыке! Она правит бал, и что очень важно – звучит вживую: мелодичная, изысканная, пробуждающая эмоции! Вначале оркестранты располагаются на просцениуме, потом с пением и танцами изображают уличных музыкантов, а в последнем акте  развлекают публику в трактире. Атмосферу времени создают исторические инструменты - клавесин, смычковые, а так же стилизованные костюмы Виктории Севриковой - парики, шляпы, разукрашенные жилеты, надетые поверх обычных костюмных брюк. В образе уличного скрипача на сцене появляется и сам музыкальный руководитель театра, дирижер-постановщик, он же аранжировщик всей музыки спектакля Илья Мовчан. Виртуозной игрой и шармом он наповал сражает публику. В спектакле звучат и Моцарт, Сальери, и еще другие, подзабытые ныне, но прекрасные  композиторы предшествующей событиям эпохи барокко.

Ну и о последней сцене в трактире. Она почти полностью соответствует пушкинскому тексту за исключением финала, выраженного мизансценой. Сальери кладет в один из бокалов яд, но далее предлагает визави самому испытать судьбу. И Моцарт берет бокал не с ядом, оставляя вино с ним Сальери! Нет, не убивал Сальери Моцарта! И надо сказать, замеченные шероховатости в исполнении сложнейшей музыки, в том числе и вокала, не умоляют достоинства спектакля. Приходите в театр, на концерты, слушайте классическую музыку и получайте удовольствие! Этого и пожелала зрителям, вышедшая в заключении на подмостки, Тереза Дурова.

Елена Белякова, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика