«Повести Пушкина» с подзаголовком «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» - это спектакль, поставленный главным режиссером Анатолием Шульевым на Основной сцене театра имени Евгения Вахтангова в преддверии 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В оригинале произведение называется «Повести Белкина», поскольку автор не стал подписывать прозу своим именем, а «спрятался» за псевдоним, приписывая авторство некоему помещику Белкину.

 

В спектакль вошли четыре повести из пяти в оригинале: «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель». Хотя у Пушкина другой порядок повестей. У него на первом месте «Выстрел», на последнем – «Барышня- крестьянка». По словам литературоведов, он хотел составить симметричную композицию, чтобы произведения выглядели единым целым, а не разрозненными рассказами. И вот тут наступает момент предоставить слово режиссеру Анатолию Шульеву:

 

«В Болдино, в уединении поэт пишет свое первое завершенное прозаическое произведение, «Знаменитые повести Белкина», и думается о Провидении. Всю жизнь обращавший внимание на знаки судьбы, Александр Сергеевич этими своими повестями как будто подводит своеобразные итоги прошлого и думает о будущем. Герои его историй любят, страдают, играют роли, блуждают в метели, стреляются на дуэли, гонятся за похищенной дочерью, ищут счастье, но, в конце концов, все в их жизни меняет Случай. Как пишет сам Пушкин: «Ум человеческий видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть Случая – мощного мгновенного Провидения». Наша постановка рассказывает о хитросплетениях судьбы. История про житейское море, которое существует по каким-то своим, высшим законам. Ты не всегда можешь управлять стихией, но можешь выбирать, куда тебе идти. В повестях много описаний природы, чудес, встреч, любви, страданий. Пушкин, как настоящий романтик, преломляет в своем воображении реальную жизнь, идеализируя ее и наполняя особой красотой. Пушкин очень содержательный, таинственный. И эти тайны хочется разгадывать. За простым фасадом много чего спрятано. Мы будем говорить о времени, и ключевой посыл всей истории – мысль о том, что за смертью всегда следует новая жизнь, и этот круговорот вечен».

 

По замыслу Анатолия Шульева в спектакле отображена цикличность мироздания, то есть смена времен года. «Барышня-крестьянка» - это весна, лето. Пробуждение и расцвет природы соотносится с зарождением любви между девушкой и молодым человеком. «Выстрел» - осень. Переход к зиме, когда все живое замирает в ожидании, как и отложенный долг одного из дуэлянтов. «Метель» - зима. Случилась снежная буря, которая неожиданным образом повлияла на судьбу героев. В «Станционном смотрителе» после смерти главного героя Самсона Вырина из-за бегства дочери с проезжим гусаром наступает весна, и мы видим, что судьба его Дуни сложилась наилучшим образом.

 

Необходимо отметить искрометную игру молодых вахтанговцев, например, Анны Чумак, Полины Рофеевой, Семена Арзуманова, Анны Ляховой. Но особый респект народному артисту России Юрию Шлыкову, который замечательно сыграл во всех четырех сюжетах и заслуженному артисту России Александру Рыщенкову, исполнившему две главные роли в двух "Повестях Пушкина".

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика