В рамках Фестиваля современного церковного искусства «Видеть и слышать» для журналистов и блогеров состоялся уникальный пресс-тур «Храмы Москвы старинные и новые», куда вошли пять объектов: Храм Божией матери «Знамение» на Шереметьевом дворе, Храм Смоленской иконы Божией матери в Фили-Давыдково, Храм Троицы Живоначальной на Шаболовке, Храм Положения Ризы Господней и Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Финальным аккордом этого путешествия стало посещение мастерской «Царьград».

 

Там произошла встреча с несколькими современными иконописцами, работы которых представлены на выставке «Монументальное искусство в церкви» в Московском доме художника (Кузнецкий мост, 11) до 4 ноября сего года. Что же собой представляет современная русская иконопись? По словам искусствоведа Ирины Языковой, сегодня в иконописи мирно сосуществует стилистическое многообразие. И тут важно отметить стремление к тому, чтобы сделать икону художественным произведением, а не просто слепком, списком, копией, повторяющей древние образцы. Современное развитие идет по пути авторской иконы, когда отсутствует привязка к определенному стилю и возникает индивидуальная манера письма художника со своими выразительными средствами.

Остановка первая. Храм Божией матери «Знамение» на Шереметьевом дворе, построенный  в 1704 году на месте старой церкви Петра и Павла, которая входила в состав Опричного двора. В дальнейшем участок перешел боярину Льву Нарышкину, при котором и возвели новый храм. После покупки в 1799 году усадьбы Николаем Шереметевым к названию храма приросла его фамилия. С приходом к власти большевиков в усадьбе разместилась Военная академия Красной армии, Военный музей и больница. Знаменскую церковь дополнили пристройками, где по распоряжению В.И. Ленина оборудовали специальную столовую. И только в 2001 году указом Патриарха Алексия II церковь иконы Божией матери «Знамение»  получила статус патриаршего подворья, но в собственность РПЦ  храм перешел через четыре года. Реставрационными работами с 2007 по 2014 гг. занималась мастерская «Царьград» под руководством Д.Трофимова. Он же является автором на золотых фонах росписи «Спаситель», где изображены Христос и предстоящие перед ним архангелы. В храме хранятся уникальные реликвии - плат преподобного Серафима Саровского и ковчег с мощами Оптинских старцев.

Остановка вторая. Храм Смоленской иконы Божией матери в Фили-Давыдково оказался совсем новым. Первое богослужение здесь состоялось в 2019 году. Его построили при поддержке МЧС России на открытом пространстве в соответствии со старыми традициями строительства суздальских православных храмов. Стоит храм обособленно в окружении жилых домов и виден из любой точки. Настоятель церкви развернул обширную общественную работу во многих направлениях. Среди прочего, прихожане опекают детскую клиническую больницу №6, собирая средства на покупку лекарств и подгузников для маленьких пациентов. Помогают исправительной колонии ИК-7 Федеральной службы исполнения наказаний: ведут переписку с заключенными, рассылают им духовную литературу. В приходе действует воскресная школа для взрослых и детей, в которой преподаются основы христианского вероучения и культуры, история Ветхого и Нового Заветов. Во время церковных праздников регулярно проводятся благотворительные базары. Жизнь бурлит, каждый прихожанин при желании находит себе занятие по душе.  Ежедневно в храме работает библиотека с замечательным подбором книг.

Остановка третья. Вид преображенного  после недавней реставрации Храма Троицы Живоначальной на Шабаловке не оставляет равнодушным никого. По отзывам прихожан: «Демократичная, старинная и очень душевная церковь с хорошим батюшкой». Первый деревянный  храм был построен  в 1699 году на земле Данилова монастыря. В 1745-1747 гг. возвели каменную церковь. Потом над Москвой пронеслась моровая язва, а за ней пожар 1812 года, когда Наполеон вошел Кремль. После всех перипетий  храм уцелел, но вмещал в себя всего 300 человек. Число прихожан заметно увеличилось, поэтому было решено пристроить два придела с новой колокольней. Проект постройки был разработан архитектором Н.И. Козловским за счет пожертвования жены статского советника Н. В. Ивановой. Освещение обновленного храма состоялось в 1843 году, в котором принимал  участие знаменитый Московский Митрополит Филарет Дроздов. В 30-е годы уже ХХ века Храм Живоначальной Троицы был закрыт по указу атеистической власти, разорен и приспособлен для просмотра кинофильмов и антирелигиозной пропаганды. После развала СССР в 1992 году в оскверненном виде его возвратили Русской Православной Церкви.

Остановка четвертая. Храм Положения Ризы Господней был сооружен в 1625 году в Донской слободе на месте торжественной встречи  московского духовенства с персидским шахом Аббасом  I, передавшим в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету Ризу господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу. Ранее Риза была захвачена шахом в Грузии. С тех пор только в русском православном календаре 10 июля обозначено как праздник «Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве». Каменную церковь в стиле московского барокко построили на месте деревянной церкви в 1680 году, по другим данным в 1701-м. Реконструкция храма состоялась в 1886-1889 гг. под руководством А.С. Каминского. Часть храма была расширена к северу и пристроены служебные помещения. Золоченые иконостасы боковых приделов также созданы по рисункам Каминского, в стиле иконостаса главного придела. Иконы для них написал художник Я.И. Ручкин, им же выполнена живопись на стенах. В XX веке храм не закрывался. В 1930-х годах его настоятелем был Александр Хотовицкий,  арестованный и расстрелянный в 1937 году.

Остановка пятая. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе стал своего рода «вишенкой на торте» в нашем путешествии, поскольку его экстерьер и интерьер произвели неизгладимое впечатление на всех участников пресс-тура. Строительство храма началось 21 сентября 2008 года в день Рождества Богородицы. Архитектурный ансамбль выполнен в византийских традициях XI-XII веках, в котором центральное пространство образует крест. Пятиглавый, четырхстолпный храм увенчан золотым куполом, символизирующим небесную славу. Малые купола, украшенные звездами, говорят о посвящении Богородице. Высота храма до верхнего креста – 36 метров. В ограде храма растет оливковое дерево, привезенное из Израиля, и отмечено специальное место, как в Гефсиманском саду, где Иисус молился: «Если возможно, да минует Меня чаша сия». Также можно постоять у колодца, где утомленный от жажды и зноя Спаситель встречает самарянку Фотину и обещает дать ей воду живую, от которой человек не возжаждет вовек. Впоследствии, как известно, женщина обратила в веру своих сестер и двух сыновей, и вместе они приняли мученическую смерть за Христа. Внутри храма использованы камни, привезенные из Израиля, есть Кувуклия, баптистерий и другое, что роднит его с храмом  Гроба Господня в Иерусалиме. Как отметил архимандрит Мелхиседек, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы: «У нас пасхальное богослужение идентично Литургии в храме Гроба Господня».

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Наталья Ванханен

Яндекс.Метрика