По вероисповеданию я – православная христианка. Получив информацию паломнического центра «Рафаил» о поездке по центрам европейской Реформации в Чехии, Германии, Швейцарии и Нидерландах, решила отправиться в это интеллектуальное путешествие. 500 лет назад, 31 октября 1517 году, произошло событие, которое коренным образом повлияло на судьбу Европы и всего мира. По преданию монах Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге знаменитые 95 тезисов, содержащих критику на католическую церковь.

 

                                                                                               Предтеча

В начале ХХ века факт опубликования Лютером 95 тезисов на двери храма подвергся сомнению. Однако важно подчеркнуть, что от этого документа отсчитывается начало Реформации, т.е. истории протестантизма. Поводом для написания  Лютером тезисов послужила булла «об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира», выпущенная 18 октября 1517 года Римским папой Львом X. Лютер взорвался критикой и в своих тезисах затронул теологический аспект этой практики. Его главная  мысль заключалась в следующем: нельзя  купить отпущение грехов и спасение. Как известно, христианская церковь возникла в I веке нашей эры. Вспоминая о расколе XYI века, следует  напомнить, что борьба между храмами латинского и греческого обряда разделила в 1054 году христианскую церковь на западную (католическую) и восточную (православную). А в результате Реформации в лоне католической церкви возникла протестантская церковь, насчитывающая приблизительно 800 деноминаций.

Первым пунктом паломничества стала Прага. Естественно, что помимо Кремля, Королевского дворца, Храма Святого Вита, мы посетили места,  связанные с Яном Гусом, священником, мыслителем, некоторое время ректором Пражского университета. В частности, Вифлеемскую часовню, в которой он служил за дело реформации. Именно здесь 2 июня 1412 года Ян Гус выступил против порочной практики индульгенций. Тогда их  выдавали при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Считалось, что заслуги Христа, Богоматери и святых мучеников дают право церкви на предоставление индульгенций. Ян Гус твердо и последовательно отстаивал  свои взгляды, он  говорил: «Раз познанной правде нельзя изменить, нельзя от нее отречься – это было бы предательством и отрицанием жизни». Известно его напутствие потомкам-соотечественникам: "Надеюсь на Бога, что после меня Он пошлет более мужественных людей... которые смогут лучше меня раскрыть злодейства антихриста, а свою жизнь предадут на смерть ради правды Господа Иисуса Христа".

За свое вольнодумство 6 июля 1415 года, в день своего 46-летия, Ян Гус как еретик был сожжен на костре в Констанце  вместе с Библией, переведенной им на чешский язык. Есть свидетельство, что одна старушка бросила в костер хворост, и он с Голгофы ей ответил: «Святая простота». Сегодня 6 июля в Чехии является национальным праздником, но 76% чехов считают себя атеистами. В Констанце существует маленький музей на той улице, где более 600 лет назад жил Ян Гус. На международном симпозиуму в Ватикане  в 1999 году  Римский папа Иоанн Павел II выразил глубокое сожаление по поводу мученической смерти Гуса. Тогда же была создана «гуситская комиссия», высказавшаяся за то, что «учение Яна Гуса может стать мостом между разобщенными христианскими церквями».

                                                                                              Явление

 По словам кандидата исторических наук Михаила Мокиенко, появление Мартина Лютера предвидел Ян Гус, который повторял: «За гусем появится лебедь». Гус по-чешски означает, как и по-русски «гусь». А в фамилии того, кто явился за ним, первая буква «L». Мартин Лютер  родился в 1459 году в немецком городке Айслебен (Саксония) в семье крестьянина, в последствие ставшего зажиточным бюргером. По решению родителей,  отличающихся строгими правилами, он начинал изучать юриспруденцию в университете Эрфурта. Но, не закончив образования, внезапно поступил в августинский монастырь. Одной из причин биографы считают происшедший с ним случай: однажды Лютер  попал в сильную грозу и был так напуган, что дал обет монашества. Этот эпизод из жизни Лютера в какой-то степени перекликается с тем, что мы знаем о Савле, будущем апостоле Павле. Савл был направлен в Дамаск с поручением от первосвященников предать на мучения скрывавшихся там христиан. На пути Савла засиял Божественный свет. Сопровождавшие его воины упали на землю, а сам он услышал голос: «Савл, Савл! Что ты гонишь меня? Трудно тебе идти против рожна. Я для того явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе».

Лютер позднее писал, что монашеская жизнь была очень сложной. Тем не менее, он был примерным монахом и тщательно выполнял все предписания. В 1506 году он принял монашеский обет, а в 1507 году был посвящен в сан священника. Спустя 13 лет после известных событий Лютера лишили сана и отлучили от Церкви. К этому времени он получил поддержку северо-германских князей, заинтересованных в создании автономных, не связанных со Святым Престолом  национальных церковных общин. Авторитет Лютера рос как на дрожжах, он сделался народным героем, немецким пророком. В 1522 году он закончил перевод Евангелия с древнегреческого языка на немецкий. Это Евангелие было настолько растиражировано и распространено, что даже портные, сапожники, женщины и необразованные люди читали, изучали его и даже устраивали дискуссии. А в 1534 году вышел полный текст Библии Лютера (Ветхий и Новый Завет). После этого Лютера назвали создателем немецкого литературного языка. Некоторое время над переводами автор работал в живописном месте, замке Вартбург, где сохранился письменный стол. Там же в спальне ему привиделся черт, в которого он запустил чернильницу. Чернильное пятно на стене было уничтожено, потому что туристы разобрали его на сувениры. Но оно периодически появляется с помощью проектора. Замку Вартбург  исполнилось 1000 лет, а Лютер там прожил 10 месяцев.

В 1525 году началась новая веха в жизни Мартина Лютера, бывший монах женился на Катарине фон Бора. Сначала на протяжении нескольких лет он призывал жениться всех знакомых священников, подчеркивая, с одной стороны, бесполезность целомудрия, с другой – пользу плотского удовлетворения: «Бог не отнял у человека его телесных свойств, дав ему половые органы, семя  и плод; тело христианина должно служить зарождению новой жизни, способствуя размножению рода». О роли женщины у Лютера можно найти различные высказывания:«Если женщина, изможденная многочисленными родами, умирает, ничего страшного в этом нет. Она и должна умирать, лишь бы рожала – для того она и создана». Или: «Муж и жена – партнеры в служении Богу". Катарина, мать 6 детей, оказалась умелой хозяйкой, у них в доме в Виттенберге всегда были гости, некоторые гостевали целый год, забывая уехать. Но Лютер шутил:«Если бы мне довелось еще раз жениться, то я бы вытесал себе жену из камня».

                                                                                              Кальвинизм

Историки протестантской церкви утверждают, что кальвинизм начался с Ульриха Цвингли, реформатора церкви, философа. В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформаторами (швейцарскими протестантами), которых представлял Ульрих Цвингли. Их разделил вопрос о причастии. Реформаторы настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в Евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа.  Тем не менее, учение Цвингли из Цюриха распространялось в Берне, Базеле и других городах Швейцарии, а так же во многих вольных городах Германии. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли обострялись. 11 октября 1531 года между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит.

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви все, что явно противоречит Библии», то французский богослов Жан Кальвин пошел дальше – он убрал из церкви все, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Его центральная доктрина – верховная власть Бога во всем. С точки зрения Кальвина, одни от века предопределены Богом  к погибели, другие – к спасению. Кальвина называли Женевским папой, поскольку он в Женеве установил теократическую диктатуру. Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Известно остроумное замечание Вольтера, что Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выпустить оттуда монахов, а чтобы загнать туда весь мир.

Вместе с тем существовала другая сторона медали деятельности Кальвина. Он провозгласил, что человека спасает нравственный образ жизни и честный труд. Как это соотносилось с его теорией предопределения к спасению, не знаю. Но Женева превратилась в процветающий город. Спустя несколько веков после смерти Жана Кальвина можно утверждать, что именно он заложил фундамент благополучия современной Швейцарии, страны с высоким жизненным уровнем. Во всем мире известны швейцарские часы, швейцарский сыр. А швейцарский банк– самый надежный в мире: там хранятся или прячутся деньги самых богатых людей. Жан Кальвин умер 27 мая в 1564 году. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно. Вероятно, народ не забыл и не простил Жану Кальвину казни за инакомыслие. Слишком много невинных душ загубил этот человек.

Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформаторская  церковь. Вместе с голландскими  колонистами кальвинизм проник в Южную Африку, где они стали известны под именем пуритан (не признают авторитет официальной церкви). Кальвинизм оказал также значительное влияние на формирование голландского национального характера, который не помешал построить страну, в которой по-настоящему вольно дышит каждый человек.

Светлана Телятнкова-Никабадзе, фото автора (1)

Информация о поездках паломнического центра "Рафаил" размещена на сайте www.rafail.com.ua 

 

 

 

Яндекс.Метрика