В Музее современной истории России открылась выставка «В гостях у татар» из фондов Елабужского государственного музея-заповедника. Эта выставка – энциклопедия национальной культуры татарского народа, рассказывающая о религии, обрядах, обычаях и праздниках. Выставка включает в себя богатый этнографический материал конца XIX начала XX века: 118 экспонатов - костюмы, посуда, мебель, графика. А также 110 работ художников России и других стран, которые были созданы на конференции в Елабуге.

 

В первом выставочном зале размещено несколько оригинальных живописных работ, написанных нефтью. Это не случайно, поскольку в Татарстане находятся гигантские месторождения, считающиеся неисчерпаемыми. В так называемый брежневский период стабильность СССР во многом обязана «нефтедолларам» добытым на территории Татарской АССР. Сегодня Татарстан и Оренбургская область, попеременно делят 3 и 4 место по добыче нефти в России.

Вместе с тем ярчайшее богатство красок выставки встречает с порога. Сразу же притягивает внимание изделия декоративно-прикладного искусства: разноцветная узорная мозаика из кожи, которая используется для шитья сапог, тапочек, подушек, панно. Графика - выполненная арабской вязью шамаили (картины) с назидательной цитатой из Корана, которая сопровождает человека всю жизнь. В арабских странах степень владения каллиграфией является показателем образованности и духовного совершенства человека. Выставлены многочисленные портреты женщин разных возрастов. Стройные девочки и девушки, с куполообразными фигурами бабушки в платочках, от которых веет добротой, уютом и защитой. Кажется, что под таким «куполом» можно спрятаться от всех бед. Присутствует анималистика, в частности изображение лошадей.  Общеизвестно, что татарская порода очень вынослива. Со средними данными лошадь может преодолеть расстояние, составляющее 300 км. Но, не смотря, на технический прогресс, каждый татарин мечтает о лошади. Перефразируя слова популярной песни, можно сказать: «Ведь татарин без лошади, что без крыльев птица».

Обращает внимание, что в бытовых живописных работах повторяется изображение одного или несколько сундуков на заднем плане интерьера комнаты. Оказывается, что эти сундуки служили для приданого нескольким поколений женщин одной семьи. И сегодня родители каждой девочки собирают дня нее приданое, которое складывается в сундук. После свадьбы его перевозят в дом мужа, где сундук хранится всю жизнь. Религиозные люди к выбору пары в первом браке относятся очень серьезно, так как по мусульманскому вероучению в загробной жизни они будут вместе навечно. Второй муж или вторая жена таких прав не имеют. Из евангельского текста следует, что все воскресшие будут равны ангелам.

Циклы картин посвящены сюжетам из народного эпоса, достопримечательностям Татарстана, различным праздникам. Один из главных - праздник плодородия, который можно назвать межнациональным, его отмечают во многих странах мира и 58 регионах России. Выставка побывала в 9 регионах России, от души пожелаем, чтобы ее путешествие продолжалось.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика