Выставка «История России глазами художников» в Новой Третьяковке приурочена к 800-летию со дня рождения Александра Невского (1221-1263), который почитается как святой, полководец и  дипломат. Экспозицию открывает расположенная в аванзале картина современного художника Евгения Емельянова «Ледовое побоище». Она вводит зрителя в атмосферу интерпретаций исторических событий. Как известно, в 1240 году князь Александр Невский одержал победу над шведами на реке Неве, за что и был назван современниками Невским.

 

На Чудском озере двумя годами позже он разгромил немцев, рыцарей Ливонского ордена. Это сражение вошло в историю как Ледовое побоище. Благодаря дипломатическим способностям в беседе с монгольским ханом Батыем (внуком Чингисхана), предводителем татаро-монгольского нашествия на Русь, Александр Невский получил княжеский ярлык и при этом не изменил христианской вере. Ему приписывают афоризм: «Не в силе Бог, а в правде!». Канонизация Александра Невского (схимонаха Алексия) произошла через 284 года после его смерти. В Православной церкви благоверного князя Александра Невского чтут как чудотворца, в народе - как покровителя воинов, оберегающего Русь от врагов.

Выставка готовилась более полутора лет и посвящена исторической картине в русской живописи XYIII- начала XX  века. Это пример сотрудничества Третьяковки с 37 российскими музеями и 3 частыми коллекциями из разных регионов страны. Экспозиция включает пять разделов: Первый. Древняя Русь. Легенды и быль. Второй. Московское царство. Иоанн Грозный. Третий. Смутное время. Первые Романовы. Четвертый. Русские бояре XYII столетия. Обычаи нравы. Пятый. От Петра Великого до Екатерины Великой. Военная история России XYIII - начала  XX века.  В ней представлены более 100 произведений живописи известных и малоизвестных художников: В. Сурикова и К. Маковского, И. Репина и В. Петрова, В. Верещагина и С. Иванова и многих других

Открывает выставку зал, посвященный Александру Невскому, чей образ олицетворяет идею служения Отечеству. В этом пространстве  представлены редкие иконные и живописные образы Александра Невского, созданные в  XYIII - XIX столетиях. Конечно, никто уже не знает, как выглядел Александр Невский.  Художник П. Корин в создании триптиха использовал образ, созданный актером Николаем Черкасовым в широко известном фильме Сергея Эйзенштайна «Александр Невский». Поэтому вся историческая живопись неразрывно связана с литературой, театром, кинематографом.

Посетителей ждут встречи с огромным количеством персонажей, вошедших в российскую историю от Крещения Руси до первой мировой войны. Будут открытия при чтении подробной информации, размещенной при каждом произведении. Но есть полотна поучительного содержания. Одно из них - «Витязь на распутье» Виктора Васнецова. После боя поле усеяно трупами. Витязь останавливается перед камнем, где написано: направо пойдешь, будешь женат; налево пойдешь, будешь богат; прямо пойдешь – живым не будешь. И витязь, не раздумывая, выбирает прямую дорогу. Другое - «Иван Грозный и юродивый Никола Салос» Петра Геллера. Иван Грозный приезжает в Псков, чтобы расправиться с горожанами, подозреваемыми в измене. Жители города встретили царя на улице, стоя не коленях и держа в руках хлеб и соль. Иван Грозный, увидев это, смягчился и поехал в Троицкий собор за благословением к блаженному Николаю по прозвищу Салос. Когда он вошел в его келью, тот протянул ему кусок сырого мяса. Иван Грозный отказался, сославшись на пост. Юродивый же укорил царя, что он питается кровью человеческой, позабыв божьи заповеди. А сегодня мы, власть и народ, помним ли заповеди?..

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Выставка открывается 13 июня.

Яндекс.Метрика