В главной картинной галерее страны финишировал Всероссийский фестиваль-конкурс "Читаем классику в Третьяковке". Это совместный проект ГТГ и Театрального института имени Бориса Щукина, идея которого в первую очередь принадлежит профессору, преподающему в этом институте,  Марии Оссовской. В мастерстве художественного чтения (номинации конкурса - "Золотой век" русской литературы", "Серебряный век" русской литературы", "Мемуары художника") состязались студенты разных вузов, в первую очередь театрального направления.

 

И не только москвичи. Были конкурсанты из Нижнего Новгорода, Ярославля, Уфы, Хабаровска. 5 ноября победители IIтура получили дипломы и звания лауреатов. Церемонии предшествовали  концертные номера в необычном окружении. В зале Кипренского у портрета Василия Жуковского одна из самых ярких участниц проекта Екатерина Кудряшова представила гостям его поэму "Людмила". Напомнила о ней. Ведь возвышенный стиль основоположника русского романтизма тяжеловат даже для возрастных читателей, а для молодых - вообще архаика. Чтица в черном платье сознательно педалировала атмосферу ужаса, окутывающую поэму о женихе с того света и его несчастной невесте. Надо полагать, для барышень - современниц Василия Андреевича, этот поэтический триллер, как его можно охарактеризовать сегодня, стал настоящим потрясением.

В зале Брюллова Мария Оссовская привела фразу великого Карла, обладавшего бурным творческим темпераментом : "Мне тесно. Я бы хотел расписать небо". Здесь прозвучал Чехов, который расписывал свое небо. Сотни человеческих характеров и житейских коллизий. Никита Ремизов - студент нижегородского театрального колледжа имени Евгения Евстигнеева - выбрал рассказ "О том, как я в законный брак вступил". Такой короткий и вроде бы легкомысленный, что автор, тогда подписывавшийся "А.Чехонте", счел нужным уточнить жанр: под названием появилось "Рассказец".

Комичная история о сватовстве к нелюбимой безымянного героя (родители заставили) и краткий экскурс в последующее их сосуществование. "Бранил ее, лупцевал, принимался любить ее с горя... Детей имели с горя... Потом... ничего себе... попривыкли". Даже подобие взаимных чувств появилось у горемычной пары. Жизнь порой именно так проявляет запоздавшую милость. Очень смешное произведение, но в глубинной своей сути грустное. Здесь насмешка и жалость на равных. И это сочетание несочетаемого конкурсант передал с филигранным чувством меры.

Открывая церемонию вручения наград, директор ГТГ Зельфира Трегулова сказала:

- Нынешние мальчики и девочки живут и общаются внутри своих гаджетов. Слова без гласных, предложения без знаков препинания... Но, глядя на вас, я понимаю, что великая русская литература по-прежнему актуальна.

Методист по музейно-образовательной деятельности в Третьяковской галерее, сокуратор проекта Людмила Левицкая обрисовала его суть поэтично:

- В этих стенах большие и маленькие шедевры изобразительного искусства встречаются с большими и маленькими шедеврами литературы. Благодаря вам. Вы - посредники...

Среди наград самая весомая - Гран при, врученная "за выдающееся исполнение" уже знакомому нам Никите Ремизову. Лучшим из лучших назвал его Евгений Князев - народный артист России, ректор Театрального института имени Бориса Щукина. Такая оценка мэтра дорогого стоит.

"Я по-хорошему завидую вашей молодости, смелости, таланту, вашим перспективам, - призналась в заключительном слове председатель жюри, народная артистка СССР Людмила Чурсина. В финале было сделано коллективное фото. Наверняка этот ноябрьский вечер в Третьяковской галерее останется в памяти его участников как один из самых счастливых.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика