В Новой Третьяковке открылась выставка "Василий Поленов", приуроченная к 175-летию со дня рождения выдающегося художника. Это самая большая выставка, посвященная его творчеству, из тех, что когда-либо проводились. Экспонируются 150 произведений из 14 музейных собраний и четырех частных коллекций. На пресс-показе куратор выставки Элеонора Пастон сказала:- Красивая экспозиция, в пространстве которой хорошо дышится. Те, кто сюда придут, получат возможность посмотреть на мир глазами Поленова. Почувствовать атмосферу любви и радости жизни.

Почувствовать атмосферу любви и радости жизни. Василия Дмитриевича называли аристократом. Он им действительно был - в живописи и во всем, чем занимался.

А занимался Поленов многим. О таких говорят - "человек эпохи Возрождения". Художник, архитектор, композитор, писатель, педагог, общественный деятель, страстный театрал. Путешественник, наконец. Кажется, что он вместил в отведенный ему срок несколько жизней, заполненных до краев. Открывшаяся на Крымском Валу выставка впечатляет разнообразием жанров и количеством экспонатов. Это лирические пейзажи, портреты, картины на исторические темы (например, "Право господина"). Панорамные произведения и камерные этюды. Графика и архитектурные проекты. Архивные фотографии и документы. Более 20 работ учеников Поленова. В первом зале взгляду открывается знаменитая триада - "Московский дворик", "Заросший пруд" и "Бабушкин сад". Любознательное детство, мечтательная юность, тихая старость. Две последние картины по духу совершенно тургеневские. Они несли в себе поэзию уходившей дворянской усадебной культуры. На выставке еще немало пейзажей ("Осень в Абрамцеве", "Березовая аллея" и др.),  с которыми в русское искусство вошло понятие "пленэризм". В том числе и небольшое "французское" полотно "В парке. Местечко Вель в Нормандии".

Творчество Василия Поленова светоносно по форме и содержанию. Но в круг жизни включено и трагическое, что не может не отразить мыслящий художник. Особенно когда трагедия вторгается в собственную судьбу. За границей еще молодой Василий Дмитриевич познакомился со студенткой из России, они подружились. Вскоре она заболела чахоткой и умерла. Он приходил ее навещать, в результате появился набросок к будущей картине "Больная". Затем вторая потеря, еще более горькая, потому что речь шла о взаимной любви. Маруся Оболенская, тоже студентка. Собиралась стать оперной певицей. Ее не стало в результате инфекции и, как сейчас принято говорить, врачебной ошибки. Похоронена в Риме. А через несколько лет ушла из жизни сестра-близнец художника Вера Дмитриевна. Ее черты, равно как и Маруси, просматриваются, в законченной в 1886 году "Больной" (это произведение, конечно, тоже вошло в экспозицию). Именно Вере Дмитриевне в большой степени почитатели творчества Поленова обязаны тем, что начатый им евангельский цикл был продолжен и завершен. Сестра взяла с него обещание. Он его выполнил. И считал самым существенным из того, что сделал в жизни. Реализацией своего предназначения. Важной частью грандиозного труда стали путешествия. Мастер увидел своими глазами святые места, где жил, проповедовал, страдал и был казнен вместе с разбойниками Иисус Христос.

 

Центральную часть экспозиционного пространства занимает раздел "Евангельская тема в живописи Поленова". В конце 1890-х - начале 1900-х художник создал цикл (более 60 работ) "Из жизни Христа".  На выставке можно увидеть большинство из них. У многих говорящие названия: "Крестились от него", "Мария пошла в Нагорную страну", "Решил идти в Иерусалим",  "Голгофа ("Стояли вдали...")", "Возвести радость плачущим". А главное  - это монументальное произведение  "Христос и грешница ("Кто из вас без греха?")", впервые за 130 лет привезенное из Санкт-Петербурга в Москву (находится в Русском музее). У него удивительная история. Создавалось в течение 15 лет. Против того, чтобы оно появилось на XV выставке передвижников в 1887 году, восстала часть, что называется, петербургской элиты, в том числе и печально знаменитый Победоносцев. Мол, не та трактовка образа Христа. Он слишком человек, мало божественного. Народ не поймет. Все-таки разрешили показ, однако "Кто из вас без греха?" из названия цензура убрала. На выставку приехал с семейством государь Александр III. Ему картина понравилась, вследствие чего он приобрел ее для своего музея. Все как-то враз стихли. Правда, в музее картину снабдили новым (к счастью,только на время) названием - "Блудная жена". Василий Дмитриевич был крайне огорчен. Ну, не о том это! Не о женщине как таковой. А об идее всепрощения; о том, что нужно наводить фокус, прежде всего, на глубины собственной души...

И последнее. Еще в 1890-х Василий Дмитриевич создал для своих детей световой театр-диораму, а в начале 20-х повторил опыт под названием "Путешествие вокруг света", собираясь визуально познакомить деревенских ребятишек с разными уголками планеты. "Диорама - значит прозрачные картинки, которые меняются в зависимости от направления света, - объяснял он. - Дневное освещение можно сделать переходящим в ночное медленно или мгновенно, выходит что-то вроде волшебства". Диораму на выставку предоставил музей-заповедник В.Д.Поленова. Непосредственное знакомство с процессом ее работы предусмотрено в режиме сеансов.

Лариса Ровнянская, фото пресс-службы музея

Выставка продлится до 16 февраля 2020 года

Яндекс.Метрика